Филировочные ножницы: как правильно использовать
В арсенале современных мастеров есть множество разных инструментов, для того чтобы создавать стильные, современные прически. Одними из них являются филировочные ножницы. При помощи них парикмахеры добиваются разнообразных результатов: от уменьшения объема на слишком густых локонах до создания пышности на тонких волосах. В каких случаях необходимо использование этого инструмента, а когда можно обойтись и без него?
Для чего нужны эти ножницы?
Практически каждый профессиональный мастер регулярно использует несколько видов ножниц, в том числе филировочных. Они нужны не только для прореживания концов и уменьшения объема, но и для создания мягких переходов в стрижке, сглаживания грубых элементов. Бытует мнение, будто филировочные ножницы портят волосы. Многие женщины утверждают, что после их применения локоны секутся и пушатся. Такой эффект действительно возможен, но лишь при неправильном использовании инструмента. Существует множество техник филировки, каждая необходима для создания определенного эффекта, можно сказать, что ни одна хорошая современная стрижка не может быть законченной без них. Конечно, бывают случаи, когда локоны очень тонкие, тогда для обработки среза применяют прямые ножницы. Но для того чтобы волосы хорошо лежали, легко укладывались, были послушными, держали форму и объем, нужны специальные приемы и инструменты, и здесь филировочные ножницы просто незаменимы.
Техники среза
Выбор метода, которым будут состригаться локоны, очень индивидуален. Важна не только текстура, но и густота, силуэт прически. Наиболее популярен способ, когда в завершение стрижки мастер выбирает те же самые проборы, по которым он создавал форму, и обрабатывает концы волос ножницами. Но чаще всего для создания хорошей прически необходимы разные виды инструментов. Например, вся стрижка выполняется зубчатым срезом прямыми ножницами, потом ими же на макушке создается объем техникой «выщип», а для создания рваного эффекта на челке применяются филировочные ножницы.
Прореживание волос лучше всего выполнять на сухие локоны, потому что в этом случае легче контролировать процесс, чтобы не состричь лишнего. Многие мастера выполняют филировку в районе макушки не только на концах, но и по длине, делая несколько вертикальных срезов у корней и в середине пряди.
Стрижка филировочными ножницами
Такие прически относятся к категории креативных. Стричь можно как на сухие, так и на мокрые волосы. Главное преимущество такой формы в том, что она получается очень пластичной и легко укладывается, трансформируется в любую задумку. Но не на всех локонах можно выполнять такие стрижки. Например, очень жесткие волосы могут стать абсолютно неуправляемыми и начнут торчать в разные стороны. То же самое относится к кудрям и тонким от природы волосам.
Что касается мужских причесок, то эти ножницы активно применяются не только для создания креативных, но и классических причесок. Такой метод как, «тушевка», необходим для того, чтобы создать плавный переход между короткими и длинными секторами стрижки. Выполняется он филировочными, а при высоком мастерстве — прямыми ножницами.
Как стричь филировочными ножницами
Выполняя стрижку в домашних условиях, многие не знают, как правильно использовать этот инструмент. Прежде всего, нужно обратить внимание на частоту зубчиков на ножницах. Если они мелкие и частые — прореживание будет минимальным, если широкие — состригаться будут большие участки волос, поэтому следует быть внимательным. Основные зоны, которые нужно филировать в женской форме — это макушка, виски и челка. В мужской стрижке — теменная зона, челка и переход между короткими и длинными волосами.
При помощи правильно выполненной филировки прическа мягко лежит, хорошо принимает нужную форму и имеет объем там, где необходимо.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/202989/new_filirovochnyie-nojnitsyi-kak-pravilno-ispolzovat
Парикмахерские инструменты
Зубастые помощники (Филировочные ножницы)
Теперь давайте поговорим о разновидности профессионального парикмахерского инструмента – филировочных ножницах. При этом мы уже не будем касаться состава стали, процессов закалки и так далее. Все эти технические вопросы имеют в равной степени прямое отношение, как к обычным ножницам, так и к нашим «зубастым помощникам».
Вообще следует отметить, что отношение к филировочным ножницам в нашей стране сложилось довольно неоднозначное. В своей практике мне приходилось встречаться с мастерами, которые почти не применяют этот инструмент, заявляя, что всю работу они легко выполняют обычными ножницами. С другой стороны очень многие парикмахеры совсем не представляют свою работу без «филировок» и могут выполнить всю стрижку полностью, даже не притронувшись к обычным ножницам. Думается, что такая ситуация является результатом влияния многочисленных техник стрижки, представляемых самыми разными парикмахерскими школами, индивидуальных предпочтений и накопленного опыта. Но как бы то ни было, филировочные ножницы остаются удобным, и потому важным инструментом, позволяющим решать самые различные задачи при выполнении стрижки.
«Филировки» в том виде, какими мы их знаем сегодня, появились сравнительно недавно. И если история обычных парикмахерских ножниц насчитывает, чуть ли ни тысячелетия (ведь еще в Древнем Египте царицу Клеопатру стригли вполне приличным по тем временам инструментом), то задача филирования волос на протяжения веков решалась только с помощью бритвы или чего-то подобного.
Лишь в 30-х годах ХХ века (всего-то лет восемьдесят назад!) в США появились первые прообразы филировочных ножниц, то есть ножниц, где одно полотно является режущим, а второе – имеет зубцы. Но по большому счёту это были ещё не филировочные ножницы, а так называемый «блэйдер». Дело в том, что американские инженеры пришли к необходимости затачивать не только кромку режущего полотна, но и вершины зубцов. В результате парикмахеры получили инструмент для филирования волос, но при этом окончательный эффект от работы предсказать было довольно сложно. Дело в том, что при срезе волоски могли легко соскальзывать с заточенных зубцов, и было невозможно угадать, сколько их будет срезано в данный конкретный момент. Каждый новый срез давал новый, неожиданный результат. Кстати, насколько я знаю, некоторые современные производители подумывают о том, чтобы иметь в своем ассортименте такие филировки. А действительно, почему бы и нет?
Только в 50-х годах, но уже в Европе, кто-то из инженеров предложил наносить на вершину зубцов микронасечку. Вот теперь, мастер уже мог чётко знать, какой объём будет снят при срезе. И зависело это от ширины зубцов и ширины межзубного пространства. Позже появилась « V »- образная форма выреза на вершине зубца. А, значит, все те волосы, которые надо было срезать, четко уходили в такой «кармашек», и однозначно срезались.
Сегодня производители профессионального парикмахерского инструмента предлагают нам множество моделей, различных форм, размеров, предназначенных для решения самых невероятных задач при стрижке. Чего, например, стоит появившееся совсем недавно понятие «скользящего среза филировочным ножницами»! Кстати, я сам с этим термином не согласен. В своих многочисленных дискуссиях с приверженцами этой техники мне пока удавалось доказать, что соединение двух явлений – «скользящий срез» и «филировочные ножницы» в одно понятие – является лишь красивым маркетинговым ходом, так как фактически исполнить хорошо знакомый нам скользящий срез филировкой принципиально не возможно. При этом мои оппоненты обычно говорят о характере движения рукой. Действительно, срез делается под острым углом к лини пряди, что несколько напоминает нам традиционный «слайсинг», хотя на мой взгляд всё-таки таковым не является.
Давайте же вместе разберёмся в классификации таких инструментов, их отличиях, особенностях конструкций, получаемом результате. Это позволит нам правильно подойти к выбору нужного инструмента, потратить деньги с умом, получить эффект, которого от нас ждут клиенты – то есть те люди, которые и дают нам заработок.
В классификации филировочных ножниц никаких особых сложностей нет. Они бывают односторонними, либо двусторонними. Принципиальным является то, что при сравнении друг с другом двусторонние ножницы снимают почти вполовину меньше волос, чем односторонние. В справедливости этого можно убедиться очень просто. Поверните к себе две ладони. Слегка растопырьте пальцы и соедините ладони навстречу друг другу, наложив палец на палец. Всё, что осталось в пространстве между пальчиками – это и есть не срезанные волосы. А теперь правую ладонь поставьте вертикально и вновь надвигайте её на левую с растопыренными пальцами, остановившись где-то у третей фаланги. В этом случае правая ладонь играет у вас роль режущего полотна, которое срезало попадавшиеся на пути волосы, а сохранившееся свободное пространство будет как минимум в два раза меньше, чем в первом случае. Вот и довольно упрощенное, но зато визуальное подтверждение нашего тезиса.
Опираясь же на некоторые цифры известные специалистам, можно привести более технически грамотный пример. Классическая односторонняя филировка с 30 зубцами снимает около 20% объёма простригаемой пряди, а такая же по количеству зубцов, но двусторонняя – только 10%. По этой причине двусторонние филировки чаще всего выбирают для себя начинающие парикмахеры, боясь «переборщить» при срезе. Кроме того, двусторонние филировочные ножницы нежнее относятся к волосам. Ведь при срезе обычной филировкой оставляемые волосы будут царапаться об острую кромку режущего полотна. Следовательно, будет нарушаться структура поверхностных тканей волоса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для клиента это не очень-то хорошо. При работе двусторонней филировкой срезаются только те волосы, которые оказываются на пути зубцов. Оставшиеся – трутся о гладкие, но не острые поверхности полотен, не повреждаясь.
Но есть и ещё один важный момент: работать двусторонними филировочными ножницами бывает намного тяжелее. Дело в том, что в данном случае каждый зубчик одного полотна идет навстречу с другим зубчиком. А такое наложение чисто технически будет всегда более жёстким, чувствительным. При работе односторонней филировкой зубцы «наезжают» на ровное полотно, что делает процесс смыкания ножниц сравнительно более мягким.
Вообще же следует смириться с тем, что при закрытии филировочных ножниц часто ощущается некое «пощёлкивание». От этого практически никуда не деться, так как из-за изогнутости полотен по длине мы всегда будем чувствовать, как каждый зубчик, один за другим, как бы «наезжает» на ровное режущее полотно.
Но некоторые производители постарались если уж не совсем изжить такое явление, то максимально снизить жёсткость работы. Оказалось, что в значительно степени это можно сделать, изменив форму зубцов. Возьмите филировочные ножницы вертикально перед собой и раскройте их. Представьте, что винт – это центр окружности, а полотна – это два радиуса. Так вот, согласно всем законам геометрии и физики зубцы должны иметь форму окружности, каждый на своем удалении от центра. Только в этом случае «наезжание» зубцов на ровное режущее полотно будет оптимальным с инженерной точки зрения.
А теперь посмотрите на самые обычные, недорогие филировочные ножницы: зубцы будут расположены строго перпендикулярно линии своего полотна. При производстве такая форма делается очень просто, буквально одним движением специального фрезерного станка. Сделать же зубцы закругленными оказывается очень непросто. Для этого требуются специальные технологии, дорогое оборудование, жёсткий контроль качества материалов. Значит, стоимость таких ножниц может оказаться заметно выше, но работать ими будет комфортно и приятно.
В качестве примера могу привести продукцию японской фирмы KAI , которая выпускает ножницы под двумя брэндами: Kasho и Wasabi . В ассортименте обоих есть филировки. Но если обычные ножницы с классическими, прямыми зубцами Wasabi стоят около 150 у.е., то под маркой Kasho вы найдете только ножницы с закругленными зубцами с ценой не ниже 500 у.е. И дело не только в качестве стали, технологиях закалки и обработки материалов, но, прежде всего в форме зубцов. Себестоимость изготовления таких ножниц очень высока из-за применения крайне дорогих технологических процессов. Но зато впечатление от работы дорогими ножницами просто незабываемое.
В конструкции филировочных ножниц есть еще одна маленькая хитрость. Давайте вернемся к нашему эксперименту с ладонями, где правая играет роль режущего полотна. Сделайте воображаемый срез и представьте себе оставшиеся волосы, которые вошли в межзубное пространство и остались там плотно зажатыми режущим полотном. Чтобы освободить их надо как минимум ослабить или даже совсем раскрыть полотна. Умные инженеры придумали, как решить проблему «зажимания» волос. Достаточно сделать вершину зубца шире, а его основание ýже. В таком случае на дне межзубного пространства образуются своеобразные «карманы», где волосы получают абсолютную свободу и не зажимаются. Но опять же, как и в случае с формой зубцов, встает вопрос себестоимости производства. Сделать такие карманы оказывается довольно дорого. Зато эффект от работы превосходит любые ожидания.
В своей практике мне часто приходится сталкиваться с различным отношением парикмахеров к расположению режущего полотна. Кто-то считает, что оно должно быть снизу, а кто-то наоборот настаивает на том, что нижним должно быть только «зубастое» полотно, а режущее – располагаться сверху. На самом деле, в случае с любыми филировочными ножницами строгое деление по расположению полотен отсутствует. Но это с точки зрения производства. А вот с точки зрения мастера-парикмахера разница может быть очень большой. Спорить можно до хрипоты, настаивая на своём мнении и обвиняя оппонента в непрофессионализме. На самом деле всё будет зависеть от школы, где вы учились, техники, которую привыкли использовать, да и чисто личных предпочтений, накопленных за годы практики.
Чтобы решить эту проблему выбора так сказать «мирными средствами» большинство серьёзных марок предлагают нам возможности выбора. Например, у японской фирмы KAI в серии Wasabi представлены одинаковые по всем параметрам филировочные ножницы, единственным отличием которых является верхнее или нижнее расположение режущего полотна. Значит, парикмахер может легко подобрать для себя модель в полном соответствии со своими предпочтениями, избранной школой стрижки, полюбившейся техникой.
Кроме того, различное расположение полотен позволяет решить и такую проблему, как «левша-правша». Ведь известно, для левшей нужны ножницы с обратным расположением полотен. Но это касается только обычных ножниц для стрижки. В случае с филировками такой сложности не существует благодаря наличию ножниц с различным размещением режущего полотна.
Следующая важная характеристика – ширина зубцов. От этого будет зависеть объем снимаемых волос и, следовательно, получаемый эффект. Посмотрите на фото, где представлены различные варианты японских ножниц Wasabi с 7, 15 и 30 зубцами, а также результаты среза в каждом случае. Картина получается очень интересная. Но самый главный вывод, который можно сделать, это то, что «продвинутому» мастеру просто необходимо иметь в своем арсенале набор разных моделей ножниц, что даёт ему возможность быть на острие творческого поиска, а значит максимально соответствовать запросам самых разных, порой очень требовательных клиентов.
И, наконец, несколько слов о размерах и формах филировочных ножниц. Если в случае с обычными ножницами для стрижки мы говорили о популярности моделей размерами от 4,5 до 6,5 дюймов, то у филировок самые востребованные размеры – это 5,5 и 6,0. «Пятёрок» в своей практике мне доводилось видеть вообще лишь несколько штук, а 6,5 делают многие производители, но потребности рынка, особенно российского, можно оценить как незначительные. Хотя, по правде говоря, большие размеры всё-таки иногда спрашивают.
Что касается форм филировочных ножниц, то в 90% случаев она классическая, прямая. Действительно, при стрижке филировкой изыски эргономики чаще всего отходят на второй план. Но из опыта могу сказать, что есть много мастеров, старающихся подобрать для себя такую модель ножниц, которая была бы максимально комфортна в работе. В таком случае ножницы очень приятно ложатся в руку, работать ими приятно, а благодаря эргономичной форме ход полотен получается сравнительно небольшим, что снижает усталость мастера при стрижке.
Источник статьи: http://www.profhairs.ru/addons/books/parikmaherskie_instrumenti/116/