Зачем петр 1 приказал сбрить бороды

Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой

Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?

1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.

Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.

Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.

2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.

Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.

Читайте также:  Красивая прическа которую можно быстро сделать самой

3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.

Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!

Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

«Режьте бороды!» — так приказал царь

5 сентября 1698 года Петр Великий в рамках своей политики по европеизации России приказал всем сбрить бороды. Те, кто отказывались, должны были платить особый налог, а в качестве квитанции за уплату они получали особую металлическую монету — бородовой знак.

Петр Первый был невероятно энергичным лидером, он практически вывернул Россию наизнанку, как носок, для того, чтобы поднять ее до уровня Запада. Изменения коснулись всех аспектов жизни общества, включая моду на чисто выбритые щеки и подбородки.

Именно поэтому он запретил бороду, которую в Европе уже давно никто не носил. Точнее, он ввел высокий налог для тех, кто все-таки хотел сохранить «красу подбородка». Этот налог был утвержден 5 сентября 1698 года, после Петра его сохраняли целых три правителя вплоть до 1772 года. В течение этих 70-ти лет «нарушители» должны были платить сумму, зависящую от их доходов, а в качестве квитанции за уплату налога они получали плоскую круглую монету, и если во время проверки у носителя бороды такой монеты не оказывалось, его брили прямо на месте.

Сын царя Алексея Петр родился в 1672 году и взошел на трон, когда ему было всего лишь 10 лет от роду, хоть поначалу и находился под опекунством двора. В 1696 году он стал официальным правителем и оставался им до 1725 года. Он был великим реформатором, а к тому же еще и очень высоким — почти два метра ростом, именно поэтому он заслужил не только прозвище «Великий», но и горячую народную любовь: недаром даже сейчас изображения его профиля часто встречаются на марках и на банкнотах в 500 рублей. Он привнес изменения во всех секторах огромной и потому отсталой страны, которая подверглась быстрому и мощному процессу уподобления Западу. И дело не ограничивается лишь новыми кораблями для российского флота, новым оружием для вооруженных сил, новыми фабриками и новой бюрократией. В Европе бороды, широко распространенные в эпоху Средневековья, уже исчезли, и если русские хотели быть похожи на европейцев, им также следовало побриться.

Читайте также:  Стрижки для полненьких 2021 года

Петру пришлось столкнуться со многими трудностями, так как со времен Рюрика, который правил Новгородом с 828 года, мнение о мужчине люди составляли по густоте и чистоте его бороды. Худшим оскорблением, которое только можно было представить себе, считался плевок на бороду. Но когда дело доходило до того, чтобы навязать собственную точку зрения, Петр не церемонился, стоит лишь вспомнить, с каким остервенением он подавлял восстания, включая то, которое, как говорят, собирался организовать его собственный сын Алексей. В 1718 году его сообщники были посажены на кол, а сам царевич — заморен до смерти. Именно с такой энергией 5 сентября 1698 года царь ввел закон для того, чтобы избавить людей от привычки носить бороду. Петр самолично побрил своих бояр топором на эшафоте. Подобный «спектакль» был нужен для того, чтобы народ понял: царь не шутит.

Петр сделал исключение в отношении священников, монахов и крестьян, все остальные должны были пойти к брадобрею или же платить пропорциональный налог, который менялся в зависимости от доходов и социального статуса. Была даже утверждена своеобразная «лестница доходов»: придворные, охрана знатных господ и чиновники должны были платить по 600 рублей в месяц, по 100 — купцы, по 60 — городские жители, кучера и другие московские сословия — по 30. Как уже упоминалось выше, крестьяне от налога освобождались, но строго до тех пор, пока оставались в деревнях: каждый раз, когда они приезжали в город, они должны были платить за свою бороду по копейке. Они также получали бородовой знак, без него проверяющие их бы немедленно побрили. Бородовой знак выглядел как медная или серебряная монета, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, а на другой — нижняя часть лица: нос, рот, усы и борода. На такой монете были выгравированы две фразы: «С бороды пошлина взята» и «Борода — это лишняя тягота».

Уже в 1715 году Петр решил сделать налог единым для всех — 50 рублей, и это решение было подтверждено после смерти царя его женой Екатериной. Петр II освободил от него крестьян, но ужесточил наказание за неуплату для остальных социальных слоев: теперь дело не обходилось простым бритьем, неплательщик еще должен был отработать необходимое количество часов. Закон оставался в силе в течение всего периода правления Анны и лишь в 1772 году был отменен Екатериной Второй. Тогда русские, наконец, получили возможность «бесплатно» отращивать бороду, именуемую «красой подбородка».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник статьи: http://inosmi.ru/world/20140907/222836448.html

Зачем Петру I были нужны запреты на бороды и русские национальные костюмы?

Надо сказать, что не Пётр начал переодевать и брить свое окружение, это тенденция, которая берет начало в домашней жизни московской знати XVII столетия. Адам Олеарий указывает, что Никита Иванович Романов (двоюродный брат царя Михаила Федоровича, т.е. дядя Алексея Михайловича, отца Петра Великого) иногда ради интереса надевал немецкие и польские костюмы. При царе Федоре Алексеевиче двор переодевается в польские одеяния, а самого царя мы видим безбородым на его портрете перед образом Спаса Нерукотворного. Таким образом, Пётр лишь продолжил начатую тенденцию по европеизации повседневного уклада, правда – в более категоричной форме, со свойственной ему резкостью. И. Корб описывает, как, вернувшись из Великого посольства, Пётр немедля стал отстригать бороды приближенным, оставив в покое лишь пожилых бояр Т.Н. Стрешнева и М.А. Черкасского, а также патриарха Адриана (священнослужителям Пётр в праве ношения бороды не отказывал). Таким образом, борода, как и традиционная русская одежда (длиннополые кафтаны, шубы, ферезеи и проч.) должны были восприниматься как символ того уклада, от которого Пётр намерен был отказаться в свете масштабной программы реформ, имевших целью сближение России с Европой. Здесь, конечно, стоит принять во внимание черты характера самого Петра, который поставил задачу не просто учиться всему хорошему, но часто попросту механически заимствовать какие-то характерные особенности быта. Точно так же насаждалась, к примеру, практика употребления кофе и табака.

Читайте также:  Подбор стрижки для полных женщин

Источник статьи: http://yandex.ru/q/question/zachem_petru_i_byli_nuzhny_zaprety_na_i_316900ff/

почему петр 1 заставлял рубить бороды

Как известно, Петр I был очень сильной личностью, волевым и очень ярким человеком. Все его правление ознаменовано нестандартными поступками, многие из которых превратились в мифы, легенды и даже байки, с легким налетом юмора.


Лубок, запечатлевший процесс бритья бород,
как он выглядел с точки зрения простого народа.

Одним из таких «деяний» Петра I стало «бритье бород». Как известно 5 сентября 1698 года царь Всея Руси Петр I велел стричь боярам, купцам и другим слободским людишкам бороды и даже собственноручно отрубил топором несколько бород. Но дело в том, что это для нас, жителей 21 века этот эпизод отечественной истории кажется забавных и анекдотичным. Для русского мужика 18 века «бритье бород» было равносильно краху мировых устоев и рушению всех основ мироздания. Отношение к бороде было сакральным и очень серьезным, что вылилось в народный гнев и возмущение. Факт утраты бород нашел даже отражение в летописях, где, как известно, описываются только самые важные события. Вот и соликамские летописцы подробно запечатлели на бумаге это событие, благодаря чему мы имеем в истории очень яркую и живописную страницу. Вот как все происходило…

В любом городе или деревне центром не только церковной, но и светской жизни, была церковь. В больших городах это были соборы. Соликамский Троицкий собор также был центром духовной и общественной жизни города. В нем шла повседневная церковная служба, служились молебны, приносили клятвы при вступлении в должность городские головы и бургомистры. Зачитывались царские указы — о начале войны, о победе над врагом, о рождении наследника престола и прочие, некоторые из них даже приводились в исполнение. Например, тот самый указ Петра I о бритье бород был зачитан в храме после обедни и тут же исполнен. Соликамская летопись сообщает:


соликамские купцы выходили на
крыльцо Троицкого собора уже без бород

«Дождавшись первого воскресенья, градоначальник шлет к жителям Соликамска повестку явиться к обедне в собор: есть-де указ от двора государева такой, который должны выслушать все и после неведением его отнюдь себя не оправдывать. Когда богослужение было совершено, воевода велит народу приостановиться, сам всходит на амвон и громко прочитывает роковую бумагу за подписью «Петр» . Ужас взял православных, сведавших, чего требует император. Лишь только огорченная толпа поворотила к дверям церкви, вдруг встретила насилие. Солдаты схватывают каждого взрослого мужчину: один из стражей держит за руки, другой остригает ему усы и бороду, третий, припавши вниз, обрезывает полы кафтана выше колен. У редких жертв достало смелости оборонять свое лицо и платье; большая часть несчастных, не обращая внимания на гибель наряда, торопилась ловить валившиеся из-под ножниц клочья волос и прятать. Позднее многие завещали положить с собою в гроб свои бороды» .

А причиной была мода, да, да та самая мода.. .

Пётр I заставил страну жить в другом темпе; её новому ритму, изменившемуся образу жизни мало соответствовали длинные, сдерживающие движение одежды. Так же, впрочем, как и бороды едва не до пояса. И Пётр I открыл дорогу моде, в частности немецкой.

И повелел царь «бороды брить, отменил старинные, русские одеяния и вместо длинных платьев заставил мужчин немецкие кафтаны носить, а женщин, вместо телогреи, бострги, юбки, шлафроки и саманы, вместо подкалков, фонтанжами и корнетами голову украшать» .

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/71082732

Оцените статью
Adblock
detector