Изобразительно-выразительные
средства языка
(На примере художественных текстов XIX века)
Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Русский язык».
Предлагаемый материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Он поможет проверить, насколько хорошо знают ученики лексические (тропы) и синтаксические (стилистические фигуры) средства выразительности языка. Данные тесты можно использовать и для контроля знаний на уроках стилистики. Надеюсь, что они пригодятся учителям, работающим в выпускных классах.
I. Соотнесите тропы и их определения.
1. Метафора | А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности |
2. Метонимия | Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета |
3. Перифраз (перифраза) | В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений |
4. Ирония | Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
5. Литота | Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка |
II. Какой троп использован?
1. В.А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…
2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих в повести «Невский проспект»:
Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы встретите такие талии…;
3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…![]()
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.
4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
5. Н.В. Гоголем в описании великой украинской реки:
Редкая птица долетит до середины Днепра.
А. ирония; | В. синекдоха; |
Б. олицетворение; | Г. метонимия. |
III. Определите вид эпитета:
А. постоянный; | В. эмоциональный; |
Б. изобразительный; | Г. метафорический. |
1. Ночевала тучка золотая. (М.Ю. Лермонтов)
2. Вот идет он к синему морю. (А.С. Пушкин)
3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Ю. Лермонтов)
4. Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. Эпифора | А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости |
2. Антитеза | Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации |
3. Эллипсис | В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) |
4. Градация | Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
5. Параллелизм | Д. Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов |
V. Какие художественные средства (синтаксические и стилистические фигуры) использованы?
1. Что подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С. Пушкина?
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
2. Что использовал А.А. Фет для изображения лирических переживаний?
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…
3. Что придает яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова?
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид…
4. Что использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи?
Где стол был яств, там гроб стоит…
5. Что передает эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»?
Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть.
А. Анафора; | Г. инверсия; |
Б. антитеза; | Д. градация. |
В. умолчание; |
VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
I. 1. В, 2. А, 3. Г, 4. Д, 5. Б.
II. 1. Б, 2. Г, 3. А, 4. Г, 5. В.
III. 1. Г, 2. А, 3. В, 4. Б.
IV. 1. В, 2. Д, 3. Б, 4. А, 5. Г.
V. 1. Г, 2. А, 3. Д, 4. Б, 5. В.
VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.
I. Соотнесите тропы и их определения.
1. Синекдоха | А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. |
2. Аллегория | Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. |
3. Сравнение | В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. |
4. Гипербола | Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. |
5. Олицетворение | Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. |
II. Какой троп использован:
1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»?
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
2. Б.Горбатовым в прозаической строке?
Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
3. М.Исаковским для передачи лирического переживания?
Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.
4. В.Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»?
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
5. Б.Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа?
Стекло стрекоз сновало по щекам.
А. Синекдоха; | Г. развернутая метафора; |
Б. метафора; | Д. сравнение. |
В. метонимия; |
«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:
1. предмет сравнения;
2. образ сравнения;
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. Анафора | А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа |
2. Оксюморон | Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок |
3. Инверсия | В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) |
4. Парцелляция | Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое |
5. Риторический вопрос | Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы |
V. Какой синтаксический прием
1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?
Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний?
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»?
Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;
4. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»?
Мы любим все – и жар холодных чисел…;
5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О.Берггольц?
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
А. Оксюморон; | Г. градация; |
Б. парцелляция; | Д. эллипсис. |
В. эпифора; |
VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.
I. 1. Б, 2. В, 3. А, 4. Д, 5. Г.
II. 1. Г, 2. Д, 3. В, 4. А, 5. Б.
III. Признак сходства.
IV. 1. В, 2. Г, 3. Б, 4. Д, 5. А.
V. 1. Б, 2. В, 3. Д, 4. А, 5. Г.
VI. Анафора, метафора, параллелизм.
Р.И. МАНИНА,
Аполлоновская СОШ,
село Аполлоновка,
Исилькульский р-н,
Омская обл.
Источник статьи: http://rus.1sept.ru/view_article.php?id=200901209
Здесь вы встретите усы чудные здесь вы встретите такие талии троп
ЕГЭ .ОГЭ .2020. ЛИТЕРАТУРА /ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ запись закреплена
ЕГЭ. ОГЭ.ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ .
#егэ2017 #огэ2017#русский#литература
ТРОПЫ
Троп — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово — многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, — все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим разные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка — не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо — эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);
совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).
Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
Примеры сравнений:
И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.
(А.Ахматова)
«Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца.»
(А.Чехов)
«И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…»
(В.Шукшин)
Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова «Сонет к форме»:
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение («Край ты мой заброшенный» С.Есенина, «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно» В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).
Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) — это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) — художественное преуменьшение.
Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».
Примеры метафоры:
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
(С.Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу»)
«(. ) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия».
(М.Булгаков. «Белая гвардия»)
МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) — вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Примеры метонимии:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
(А.Пушкин. «Деревня»)
Не ошибитесь: здесь прием метонимии используется дважды.
«Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (. ) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (. ) Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (. ) Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (. )»
(Н.Гоголь. «Невский проспект»)
Источник статьи: http://vk.com/wall-121222388_968