Женщина с бородой фараон

Накладная борода царицы Хатшепсут

В Египте женщины-фараоны были исключениями. Поэтому Хатшепсут, фактически отстранившей от власти своего супруга и пасынка, на официальных мероприятиях приходилось облачаться в мужскую одежду. Царица возглавляла военные походы и подавляла мятежи в сирийских городах. Своим нахождением на престоле она спорила с божественным порядком и принципом справедливости Маат. Тем не менее, Хатшепсут удерживала за собой трон больше 15 лет.

Чтобы получить трон, Хатшепсут отстранила от государственных дел юного Тутмоса III. Порядок наследования предполагал, что законной правительницей должна стать Хатшепсут. Однако именно Тутмос был публично провозглашен оракулом Амона; историки полагают, что причиной такого сценария стало отсутствие наследников мужского пола у Тутмоса I. По мнению историков, Тутмос III правил примерно три года. Характерно, что его имя практически не упоминается в документах до самой смерти царицы. Его влияние на управление государством оставалось минимальным.

Поначалу положение Хатшепсут на престоле было шатким. Она поощряла строительство скульптур и барельефов, рассказывающих о божественной природе власти фараона. На скульптурных портретах царица изображена в мужском головном уборе, кроме того, ей приходилось носить фальшивую бороду и скрывать свою фигуру.

В период правления женщины-фараона развивается архитектура. По ее инициативе строятся величественные храмы, обретают вторую жизнь разрушенные памятники. В течение целых 9 лет строился погребальный храм Хатшепсут. Архитектором стал Сенмут, выходец из низших слоев населения, предположительно любовник царицы. Здание вырублено в скале и состоит из трех террас. Они соединены пандусами.


Заупокойный храм Хатшепсут

Размеры храма впечатляли; он не походил на другие древнеегипетские сооружения. Здесь находились огромные статуи Хатшепсут, а рельефы рассказывали о жизни фараона, ее военных и торговых экспедициях. Вход в храм украшал портик. После прихода к власти Тутмоса III изображения царицы в этом и других храмах были уничтожены; новый фараон стремился уничтожить всякое напоминание о Хатшепсут. До XIX столетия в сообществе историков ее правление практически не обсуждалось.

Царица потратила огромные средства на восстановление населенных пунктов Нижнего Египта, которые были опорными торговыми пунктами Средиземноморья. Кроме того, она снарядила торговую экспедицию в землю Пунт в Восточной Африке. Экспедиция оказалась выгодной — золото здесь стоило в несколько раз дешевле меди. Впоследствии египетские корабли отправлялись сюда раз в полгода, кроме того, здесь планировалось установить высокую статую царицы.

Хатшепсут распродавала заброшенные пахотные земли и восстанавливала каналы. Вообще, деньги из казны исчезали молниеносно; так, например, резко возросли расходы на содержание армии.

Историки длительное время спорили о том, участвовала ли женщина-фараон в походах. В конце концов специалисты пришли к выводу, что Хатшепсут возглавляла военные экспедиции в Палестину, Сирию и Нубию.

Несмотря на накладную бороду и мужской костюм, Хатшепсут были не чужды женские уловки. Ученые предполагают, что она пользовалась косметическим средством с опасными для здоровья веществами. Они могли стать причиной хронических заболеваний. Археологи также определили, что царица умерла из-за неудачно удаленного зуба.

Источник статьи: http://diletant.media/articles/37915474/

Хатшепсут: женщина с бородой на престоле фараонов

Хатшепсут была не первой женщиной на троне Древнего Египта. Но о ней известно больше, чем о других.

Узурпация власти

Было это в первой половине XV в. до н.э. «Главная жена царя» Тутмоса II Хатшепсут (что означало «Первенствующая среди женщин») по смерти мужа была объявлена регентшей при 12-летнем Тутмосе III (рождённом прежним фараоном от наложницы). Спустя короткое время она полностью отстранила Тутмоса III от власти и безраздельно царствовала 22 года.

Переворот был предпринят царицей не без помощи сильных людей. Женщина-монарх всегда опирается на фаворитов-мужчин. Папирусы и рельефы донесли до нас имена некоторых видных сподвижников Хатшепсут: Сенмут (её любовник), Хапусенеб, Усерамон и др. Они сделали царствование женщины-фараона таким, что оно доныне представляется одним из самых блестящих в истории Древнего Египта.

В мужском обличье

В патриархальном обществе Древнего Египта единоличное правление женщины должно было получить особую религиозную санкцию. Жрецы бога Амона выдвинули концепцию божественного зачатия Хатшепсут. Сам бог Амон-Ра, временно приняв образ фараона Тутмоса I, снизошёл с небес, чтобы удовлетворить мать Хатшепсут – царицу Яхмес.

Хатшепсут не могла царствовать под женским именем. Поэтому при воцарении ей было наречено мужское имя, в котором присутствовали эпитеты, связанные с богами Ра и Амоном. Её изображениям придавали андрогинный облик, причём мужское начало в них всё больше превалировало над женским, пока не возобладало окончательно. Непременным атрибутом единовластной царицы стала накладная «фараонская» борода.

Противоречивые итоги правления

Царствование Хатшепсут ознаменовалось бурной строительной деятельностью. Она расширила храмовый комплекс Карнак в Луксоре. Ею здесь были поставлены знаменитые обелиски. Вырубленный в цельной скале её огромный заупокойный храм Джесер Джесеру поныне поражает воображение.

Царица вела миролюбивую внешнюю политику, и Египет перестал внушать страх подвластным народам. К концу её правления Египет утратил свою власть над зависимыми территориями в Сирии и Палестине. Тутмосу III потом пришлось вести долгие и упорные войны, чтобы снова заставить повиноваться эти страны.

Загадка смерти

Хатшепсут умерла ещё не старой, и высказывалось предположение об её насильственном устранении. Тутмос III, в зрелые годы возвративший себе власть, положенную ему от рождения, приложил немало стараний, чтобы стереть память об узурпаторше. Возможно, что это он выбросил мумию Хатшепсут из её могилы.

Археологи долго искали подходящих кандидатов на мумию Хатшепсут. В 2007 году было объявлено, что она, наконец, найдена. Гаплогруппа мт-ДНК безымянной мумии, найденной в 1906 году, совпала с таковой у мумии бабушки Хатшепсут – царицы Яхмос-Нефертари.

Если идентификация верна, то Хатшепсут умерла не от яда, а, скорее всего, от рака печени. Впрочем, не все согласны с этим диагнозом. Кое-кто считает, что причиной смерти стало заражение крови от удаления коренного зуба. Как бы то ни было, версия о преднамеренном отравлении не подтверждается.

Впрочем, у Яхмос-Нефертари могло быть несколько дочерей, а у тех в свою очередь были дочки. И не исключено, что останки подлинной Хатшепсут пока не найдены.

Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является собственностью авторов.

Если вам понравилась публикация — не забудьте:

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c48800e18125400b13e5d9a/hatshepsut-jenscina-s-borodoi-na-prestole-faraonov-5c5d353a660e3700af2fd50f

Хатшепсут, женщина-фараон

Хатшепсут была одной из трех женщин-фараонов Египта за 3000 лет древнеегипетской истории и первой, кто достиг полной власти. Она царствовала между 1473 и 1458 годами до нашей эры. Клеопатра, которая также обладала такой властью, будет править примерно 14 столетий спустя.

Изображенная (по ее собственному приказу) как мужчина на многих фресках, Хатшепсут оставалась в значительной степени неизвестной ученым до 19-го века.

Приход к власти.

Хатшепсут была старшей из двух дочерей фараона Тутмоса I и его жены Ахмес. После смерти отца она стала царицей Египта, выйдя замуж за своего единокровного брата Тутмоса II. Тутмос II умер молодым, и трон перешел к его сыну. Однако тому было всего 12 лет и он не мог править самостоятельно. Тогда Хатшепсут выступила в качестве регента фараона Тутмоса III, занимаясь государственными делами, пока мальчик не достиг совершеннолетнего возраста.

Менее чем через семь лет женщина сделала беспрецедентный шаг, приняв титул и полную власть самого фараона, став соправителем Египта с Тутмосом III.

Зная, что захват власти был очень спорным, Хатшепсут боролась за трон, указывая на свое королевское происхождение и утверждая, что отец назначил ее своей преемницей. Сначала египтологи считали, что ею двигали только амбиции. Однако более поздние ученые предположили, что этот шаг мог быть вызван политическим кризисом и что Хатшепсут, возможно, действовала, чтобы сохранить трон для своего подопечного.

Читайте также:  Короткие стрижки с открытыми мочками ушей

Она приняла полное тронное имя, и были созданы статуи, изображающие ее как короля-мужчину, вплоть до бороды. Хотя имена и титулы, которые она использовала, грамматически были женского рода.

Строительная программа.

Во время правления Хатшепсут Египет значительно расцвел и стал мощнее. Прежде всего она проявила себя как фараон-строитель. Хатшепсут развернула масштабные строительные проекты, которые намного опередили проекты ее предшественников.

В самом Египте в храмовом комплексе Карнака она возвела ряд обелисков и построила «дворец Маат». Это было прямоугольное здание, которое состояло из ряда небольших комнат с большим центральным залом для размещения коры (небольшой церемониальной лодки). Стены дворца были покрыты резными и ярко раскрашенными рельефными сценами Хатшепсут и Тутмоса III.

При ней был построен огромный мемориальный храм в Дейр-эль-Бахри, считавшийся одним из архитектурных чудес Древнего Египта.

Путешествие в Пунт.

Путешествие в Пунт (также известный как «Божья земля») было ключевым событием международных отношений во время правления Хатшепсут. Пунт, как полагают ученые, находился в Северо-Восточной Африке, на месте современных Эритреи, Эфиопии и Южного Судана.

Древние записи о путешествии указывают на то, что оно было чрезвычайно успешным. Из Пунта в Египет ввезли огромное количество товаров, таких как слоновая кость, черное дерево, шкуры леопардов и ладан. Ни один египетский правитель никогда не был так успешен в Пунте, как Хатшепсут.

Смерть и наследие Хатшепсут.

Женщина-фараон, вероятно, умерла около 1458 года до нашей эры. Она была похоронена в Долине Царей, расположенной на холмах за Дейр-эль-Бахри. В очередной попытке узаконить свое правление она велела перезахоронить саркофаг отца в своей могиле, чтобы они могли лежать вместе. Несмотря на очевидный успех ее правления, ее памятники будут уничтожены после ее смерти, по-видимому, ее соправителем и приемным сыном Тутмосом III.

Мумия Хатшепсут.

В 1903 году британский археолог Говард Картер обнаружил саркофаг Хатшепсут (один из трех, что она приготовила), но он был пуст, как и почти все гробницы в Долине Царей. Только через 100 с лишним лет, в 2007 году исследователи объявили, что мумия Хатшепсут идентифицирована. Антропологи отмечают, что ей было около 50 лет, когда она умерла, лысея и страдая от диабета. Фараон, судя по всему, любила черный и красный лак для ногтей и пользовалась духами.

Несмотря на проблемы со здоровьем и посмертное уничтожение некоторых ее изображений, история все еще помнит ее как успешного древнеегипетского правителя.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b5b4a427db89a00ab585af9/hatshepsut-jenscinafaraon-5d1e37ab49390f00addae31b

Женщина с бородой фараон

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Женщина-фараон царица Хатшепсут

Имя Хатшепсут не вошло ни в один из древних перечней правивших Египтом царей. Ее изображения с атрибутами царской власти и картуши с ее именами впоследствии уничтожались. Существование женщины-фараона противоречило традиционным представлениям египтян, и они хотели скрыть этот факт, чтобы устранить прецедент. Но невозможно уничтожить память о великой женщине, посвятившей жизнь возрождению своей страны.

Скульптурный портрет Хатшепсут не спутаешь ни с чьим другим: царская корона, накладная борода, и вдруг — женское лицо, красивое настолько, что трудно оторвать взгляд.

«Великий и прекрасный Закон (Маат), любимый сокровенным Богом. Я знаю, что живу им, питаюсь им, как хлебом насущным, и свежестью его росы утоляю жажду. Мы с ним — одна душа.»
Хатшепсут

Хатшепсут, чье имя означает «первая среди благородных», была дочерью фараона Тутмоса I и «великой супругой» фараона Тутмоса II. Мужу ее не долго суждено было царствовать. Он умирает, оставив наследника — мальчика Тутмоса III. Так как ребенок еще слишком мал, Хатшепсут возлагает на себя обязанности регента.

Но стране нужен Владыка. Тот, кто будет посредником между миром богов и миром людей, кто будет отвечать за процветание Египта, за существование порядка и соблюдение божественного закона. А пока фараона нет — в стране будет царить хаос.

И Хатшепсут становится фараоном, царем Верхнего и Нижнего Египта. Отныне в скульптуре и на рельефах она изображается в мужской одежде и со всеми аттрибутами царской власти.

Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств

Хатшепсут (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.) — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. До воцарения носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Находящаяся впереди благородных дам»), которое не было изменено при восшествии на престол (хотя источники называют её тронным именем Мааткара — Маат-Ка-Ра). Имела титулы «Великая жена царя» и «жена бога Амона».

Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она является одной из первых известных женщин в мировой истории, а также, наряду с Тутмосом III, Рамсесом II, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой VII, одним из самых известных египетских правителей. Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей Древнего Египта до завоевания Александром Македонским можно встретить всего четырех женщин — Мернейт (Меритнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии. В отличие от Хатшепсут, все они приходили к власти в критические периоды египетской истории.

«Я спускался к Великому Зеленому морю на корабле длиною в сто двадцать локтей и шириною в сорок. Было на нем сто двадцать корабельщиков из числа наилучших в Египте. Они повидали небо, они повидали землю, и сердца их были отважнее, чем у львов.»
Из сказки «Потерпевший кораблекрушение»

Согласно цитате египетского жреца-историка III века до н. э. Манефона по Иосифу Флавию, она правила 21 год и 9 месяцев, однако Секст Юлий Африкан приводит эту же цитату, в которой сообщается, что Хатшепсут правила все 22 года. В сохранившихся выдержках из «Анналов Тутмоса III», летописи придворного военного хрониста Танини, первая кампания Тутмоса III в качестве единоличного правителя (в ходе которой произошла знаменитая битва при Мегиддо) относится к весне 22-го года номинального правления фараона, что наглядно подтверждает сведения Манефона.

Распространённые в советской научной литературе длинная и средняя хронология древнеегипетской истории датируют правление Хатшепсут соответственно 1525—1503 до н. э. и 1504—1482 до н. э. Принятая в современных исследованиях краткая хронология относит правление царицы Хатшепсут к 1490/1489—1468 до н. э. или 1479—1458 до н. э. Разница в 10 лет объясняется тем, что правление Тутмоса II в царских списках оценивается в 13/14 лет, но практически не отображено в материальных памятниках, на основании чего его длительность сокращают до 4 лет (соответственно, промежуток времени между восхождением на престол Тутмоса I и Хатшепсут можно оценивать в 25 или 14 лет).

Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес (Яхмос). Таким образом, она приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» — верховной жрицей фиванского бога Амона.

Хатшепсут имела всего одну родную сестру Нефрубити, а также трёх (или четырёх) младших сводных братьев Уаджмоса, Аменмоса, Тутмоса II и, возможно, Рамоса, — сыновей её отца Тутмоса I и царицы Мутнофрет. Уаджмос и Аменмос, два младших брата Хатшепсут, умерли ещё в младенчестве. Поэтому после смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II (сына Тутмоса I и второстепенной царицы Мутнофрет), жестокого и слабого правителя, правившего всего неполных 4 года (1494—1490 до н. э.; Манефон насчитывает целых 13 лет его правления, что, скорее всего, ошибочно). Таким образом, была сохранена преемственность царской династии, так как Хатшепсут была чистых царских кровей. То, что Хатшепсут впоследствии стала фараоном, специалисты объясняют довольно высоким статусом женщины в древнеегипетском обществе, а также тем, что престол в Египте переходил по женской линии. Кроме того, обычно считается, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II.

Читайте также:  Прическа демона с рогами

У Тутмоса II и «главной царской жены» Хатшепсут была дочь Нефрура, носившая титул «Супруги Бога» (верховной жрицы Амона) и изображавшаяся в виде наследника престола, и, возможно, Меритра Хатшепсут. Отдельные египтологи оспаривают то, что Хатшепсут была матерью Меритры, но более вероятным представляется обратное — поскольку имя Хатшепсут носили только эти две представительницы XVIII династии, оно может указывать на их кровное родство. Изображения Нефруры, воспитателем которой был фаворит Хатшепсут Сенмут, с накладной бородкой и локоном юности часто трактуются как доказательство того, что Хатшепсут готовила себе наследницу, «новую Хатшепсут». Однако наследником (а позже и соправителем Тутмоса II) всё же считался сын её мужа и наложницы Исиды, будущий Тутмос III, женатый сначала на Нефруре, а после её ранней кончины — на Меритре.

«Хатшепсут осуществляла заботу о стране. Обе земли (жили) по замыслам ее, работали для нее. Египет — в усердии великом! Семя бога полезное (то есть Хатшепсут), вышедшее из него! Носовой канат Юга, причальный кол южан, кормовой канат этой превосходной земли Северной. Владычица приказаний, превосходная замыслами своими: та, согласно речи которой постоянно (пребывают) довольными Оба Берега.»
Из автобиографии зодчего Инени

Некоторые исследователи полагают, что Хатшепсут сконцентрировала в своих руках реальную власть ещё во время правления своего мужа. Насколько это утверждение соответствует действительности, неизвестно. Однако нам точно известно, что после смерти Тутмоса II в 1490 г. до н. э., двенадцатилетний Тутмос III был провозглашён единоличным фараоном, а Хатшепсут — регентом (до этого Египет уже жил в условиях женского правления при царицах Нитокрис из VI династии и Себекнефрура из XII династии). Однако через 18 месяцев (или через полтора года), малолетний фараон был отстранён от трона легитимистской партией во главе с фиванским жречеством Амона, которая возвела на престол Хатшепсут. Во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, нёсшие тяжёлую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы, что было расценено фиванским оракулом как благословение Амона новому правителю Египта.

В результате переворота Тутмос III был отправлен на воспитание в храм, чем его планировалось отстранить от египетского престола, по крайней мере, хоть на время регентства Хатшепсут. Тем не менее, есть сведения, что в последующем Тутмос III допускался до управления государством.

Основными силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные («интеллектуальные») круги египетского жречества и аристократии, а также часть выдающихся военачальников. В их число входили Хапусенеб, чати (визирь) и первосвященник Амона, чернокожий вельможа Нехси, несколько ветеранов египетской армии, помнящих ещё кампании Яхмоса, придворные Джути, Инени и, наконец, Сенмут (Сененмут), зодчий и воспитатель дочери царицы, а также придворный (брат Сенмута?) Сенмен. Многие склонны видеть в Сенмуте фаворита царицы, так как он упоминал своё имя рядом с именем царицы и выстроил себе две гробницы по подобию гробницы Хатшепсут. Сенмут по происхождению был небогатым провинциалом, который при дворе поначалу считался простолюдином, но его незаурядные способности вскоре были оценены по достоинству.

Известняковая скульптура Хатшепсут в художественном Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Хотя на статуе царица изображена без накладной бороды, но содержит остальные символы власти фараона; в частности, на неё надет головной убор немес, увенчанный царским уреем.

После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями и дочерью Амона-Ра (в образе Тутмоса I), тело которой было создано самим богом Хнумом. Власть царицы, опиравшейся, прежде всего, на жречество Амона, была легитимизирована с помощью легенды о теогамии, или «божественном браке», во время которого сам бог Амон якобы снизошел с небес к земной царице Яхмес для того, чтобы, приняв облик Тутмоса I, зачать «свою дочь» Хатшепсут. Кроме того, в церемониальных надписях утверждалось, что царица была избрана наследником египетского престола ещё при жизни своего земного отца, что не соответствовало действительности. Впоследствии официальная пропаганда постоянно использовала легенду о божественном происхождении Хатшепсут для оправдания её пребывания на престоле.

Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем, с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. Прообразом таких изображений Хатшепсут можно считать немногие сохранившиеся статуи царицы Нефрусебек, для которых также характерна комбинация мужского и женского канона. Тем не менее, в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов — «Могучий бык».

Так как фараон в Египте был воплощением Хора, он мог быть только мужчиной. Поэтому Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду, однако далеко не в обязательном порядке: отдельные статуи царицы вроде выставленных в Музее Метрополитен продолжают изображать её в прежнем виде — в обтягивающей женской одежде, но в накидке-немесе и без накладной бороды.

Колонна из храма Хатшепсут

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя, прежде всего как фараон-строитель. Больше неё строил только Рамсес II Мериамон (который, между прочим, наносил своё имя и на монументы предшественников). Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто т. н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации её единоличной власти. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут. Два обелиска Хатшепсут (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри.

Всё же наиболее известным памятником архитектуры времени Хатшепсут является прекрасный храм в Дейр-эль-Бахри в отдалённой западной части Фив, носивший в древности название Джесер Джесеру — «Священнейший из священных» — и строившийся на протяжении 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут (?), и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа I, его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.

Колонны храма Хатшепсут

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. Террасы храма в центре были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма; они были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.

Читайте также:  Как брить бороду под ноль

Роспись в храме Хатшепсут

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджит, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.

По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих вглубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено святилище Амона-Ра, Святая Святых, самая главная и самая сокровенная часть всего храма Дейр-эль-Бахри.

Храм Хатшепсут ночью

Вблизи Дейр-эль-Бахри, также к западу от Фив, Хатшепсут приказала соорудить особое святилище в Мединет Абу на месте священного холма Джеме, под которым упокоился в начале времён змей Кематеф, воплощение созидательной энергии Амона-Ра. Однако Хатшепсут вела активное строительство храмов не только в Фивах, но и во всем Египте. Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в будущем Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахет, а также храм богини Сатет на острове Элефантина; кроме того, архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицы были воздвигнуты храмы в крепости Среднего царства Бухен, а также в ряде других пунктов — в Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме, при этом многие из памятников Хатшепсут, возможно, пострадали во время единоличного правления Тутмоса III.

«Сотворила я это с любящим сердцем
для отца моего, Амона,
Посвященная в таинство его начала начал,
Знающая о мощи его благотворной,
Не забывающая о приказаниях его.
.
Скажу я людям времен грядущих,
Тем, кто памятник узрит
моему отцу посвященный,
Тем, кто будет говорить и спорить,
Тем, кто обратится к потомкам своим —
Вот, было это, когда во дворце восседала,
Размышляя о моем создателе,
Подсказало сердце мое сотворить для него
Два обелиска, что (покрыты) электрумом,
Высота которых достигает небес,
В священном колонном зале.»

Из надписи царицы Хатшепсут
на базе обелиска в Карнаке.
Фивы, XVI в. до н.э.

Женская статуя Хатшепсут

Экспедиция в Пунт и военная деятельность

При Хатшепсут Египет процветал в экономическом плане. Устанавливались классические рабовладельческие отношения, велась активная торговля. Около 1482/1481 до н. э. ею была снаряжена экспедиция в составе 210 матросов и пяти кораблей под начальством Нехси в страну Пунт, известную также как Та-Нечер — «Земля Бога». Местонахождение страны Пунт точно не установлено (скорее всего, побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога — современного полуострова Сомали). Контакты с Пунтом были прерваны в эпоху Среднего царства, однако они были жизненно необходимы, так как Пунт был основным экспортёром миррового дерева. В ходе экспедиции египтяне закупили в Пунте древесину чёрного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, в том числе ладан (тишепс, ихмет, хесаит), чёрную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных. Рельефы храма в Дейр эль-Бахри представляют все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами на сваях. Также на стенах храма изображена сцена признания правителями Пунта (царём Пареху и царицей Ати) формальной власти Хатшепсут.

Долгое время считалось, что Хатшепсут как женщина не могла проводить военных походов, а её правление было предельно мирным, что якобы вызвало недовольство армии. Однако новейшие исследования доказали, что она лично возглавляла один из двух совершённых во время её правления военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. В частности, ведение военных кампаний царицей подтверждает надпись в Тангуре — победная реляция, высеченная на скале в районе Второго порога Нила. Более того, возможно, Хатшепсут командовала египетскими войсками в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов. Известно, что Хатшепсут допустила своего пасынка Тутмоса к военной службе, что открыло ему путь как первому великому воителю в истории.

Тутмос III и Хатшепсут. Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

Хатшепсут умерла около 1468 г. до н. э., на 22 году царствования. Поскольку она ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Например, Тутмосом III для избавления от власти мачехи, он же приказал уничтожить все изображения, упоминания, алтари Хатшепсут. Однако проведённый в 2007 анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент смерти ей было за 50 лет, она была тучной женщиной и скончалась она исключительно от болезней (опухоль кости и рак печени, усиленные диабетом)[1]. К тому же, у женщины-фараона был артрит и проблемы с зубами. Проведённый в 2011 году анализ мумии установил, что Хатшепсут пользовалась лекарством для кратковременного избавления от боли (вариант: косметическим средством для кожи), в состав которого входило канцерогенное вещество, и за несколько лет применения могла отравить себя ядом. В составе лосьона оказался бензпирен — ароматический и крайне канцерогенный углеводород. Как отмечают ученые, это делает крайне вероятной версию, что женщина-фараон случайно убила сама себя.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — 623 с. — 25 000 экз.
Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В.В. Эрлихман. — Т. 1.
Большаков В. А. Воцарение Хатшепсут: новая версия // Восток (Oriens). 2009. 1. С. 14-21.
Большаков В.А. Дочь Ра Хатшепсут. — М.:РУДН, 2009.
Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. Новое царство XVI—XV века. // История искусства Древнего Востока. Том I. Древний Египет. Вып. III. — Л., 1947.
Мертц Б. Древний Египет: Храмы, гробницы, иероглифы. / Пер с англ. — М.: Центрполиграф, 2003.
Desroches Noblecourt Ch. La Reine Mystérieuse: Hatshepsout. — Paris, 2002.
Ratie S. La Reine Hatschepsout. Sources et Problemes. Leyden, 1979.
Tyldesley J. Hatchepsut: The Female Pharaoh. — Penguin Books, 1998.
Wells E. Hatshepsut. — Double Day, 1969.

Источник статьи: http://stimfalid.livejournal.com/21129.html

Оцените статью
Adblock
detector