Женщины древней руси прически

Содержание
  1. Прически и головные уборы Московской Руси
  2. Прически русских женщин и девушек
  3. Головные уборы русских девушек и женщин
  4. Статьи о волосах
  5. Сила в волосах
  6. Как стригли
  7. Традиции
  8. Обитание славянских племен
  9. Есть ли схожесть с викингами?
  10. Внешний вид славянских женщин
  11. Мужской славянский костюм
  12. Прически древних славян
  13. Конечно, мужские славянские прически, вплоть до XVII века, не отличались разнообразием и оригинальностью.
  14. Если более внимательно провести экскурс в историю мужских славянских причесок, то можно увидеть отличие в стрижках южных и северных славян.
  15. Практичность и удобство мужских причесок северных славян дополнялась различными парикмахерскими аксессуарами, простейшим из которых был налобный ремешок. Именно его применение предотвращало падение волос на глаза, облегчая работу кузнеца, плотника, хлебопашца.
  16. При этом не нужно считать, что длинные волосы славян находились в беспорядке или имели неопрятный вид.
  17. Из древних времен в сегодняшнюю практику ухода за волосами вошло их мытье простоквашей, сывороткой, яичным желтком или хлебным квасным изваром.
  18. Не стоит думать, что в древности и в более, более поздние времена у славянства наиболее популярен был парикмахерский стиль прически «под горшок».

Прически и головные уборы Московской Руси

Прически и головные уборы Московского княжества мало изменялись и сохраняли свои основные формы со времен основания Москвы и вплоть до прихода к власти Петра I, который, как известно, не только перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, но еще и обрил бороды боярам.

Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Головные уборы царя и царицы.

Итак, мужские прически практически не изменялись со времен Киевской Руси – это были короткие стрижки, к примеру, «под горшок». Стрижка «под горшок» свое название получила благодаря обычному глиняному горшку, который одевался на голову во время стрижки и по длине которого остригались волосы. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок».

Парсуна Ивана Грозного.
Остроконечная борода с усами и стрижка «под скобку».

Бояре, как и простые люди, носили длинные бороды и усы. Однако мода на выбритые лица периодически появлялась и в Москве. Так, князь Василий Иванович сбрил бороду в честь своей второй женитьбы. Его примеру последовали и бояре. Впрочем, мода на выбритые лица продержалась недолго.

Бороды были самой различной формы — борода-«лопата», борода клинышком, остроконечная борода, круглая борода, борода, разделенная на две части. К примеру, царь Иван Грозный носил небольшую остроконечную бороду с усами и стрижку «под скобку».

Мода на выбритые лица вновь придет в Москву во времена Смуты и с появлением у стен Москвы войск Речи Посполитой (государства, которое тогда объединяло нынешние земли Польши, Литвы, Беларуси и Украины). Речь Посполитая хотела посадить на московский трон Лжедмитрия (их было несколько) – якобы сына последнего московского царя из династии Рюриковичей Ивана Грозного. Данные попытки им не удались, а на московский трон вскоре взошла династия Романовых.

Русская одежда с XIV до XVIII столетия, терлик и шапка мурмолка.
(Вид изображает город Астрахань в начале XVII столетия).

При первых Романовых европейские одежды (или как их называют немецкие, польские) и прически все больше начинают проникать на русские земли. Царь Алексей Михайлович (отец Петра I) также в детстве носил европейские наряды, да и, будучи царем, особо не препятствовал западным влияниям.

Однако на старости лет, за год до смерти, в 1675 году им был издан указ, запрещающий его подданным носить западные одежды: «Стольником и стряпчим и дворяном московским и жильцом… Свой государев указ сказать, чтоб они иноземских немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели. А буде кто впредь учнет волосы постригать и платье носить с иноземского образца, или же такое ж платье объявится на людях их: и тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в нижние чины».

А. П. Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901 год. Эскиз.
В руках у бояр горлатные шапки.

Большое значение придавалось и головным уборам. Традиционными мужскими головными уборами в Московском княжестве были:

1. Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями.

2. Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха.

3. Тафья — нижний головной убор, одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку. Делалась она из бархата, расшивалась золотым шитьем или бисером.

4. Мурмолка – разновидность колпака. Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты из меха лисицы, куницы, соболя.

5. Горлатная шапка – шапка, похожая на трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани.

6. При дворе Ивана Грозного носили собольи шапки.

И, конечно же, говоря о мужских головных уборах Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» — своеобразную корону, царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и золотом. Низ оторочен ценным мехом соболя, на маковке – золотой крест.

Прически русских женщин и девушек

Женские прически не отличались разнообразием. Как и во времена Киевской Руси женщины обязаны были прятать волосы под головными уборами.

Девушки носили косы. Коса считалось символом девичьей красоты. Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг головы – женская прическа. Таким образом, невеста и ее подружки прощались с незамужней жизнью девушки и ее девичеством.

Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор — кокошник.

Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.

Головные уборы русских девушек и женщин

Женские головные уборы были разнообразны. Носили кокошники – головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными узорами, украшались жемчугом.

К слову, в те времена многие украшения делались из речного жемчуга (его использовали в вышивке на одежде, головных уборах), так как он был относительно дешевым и местного производства. Морской же жемчуг привозили с Востока.

Женский головной убор (кика) Калужской губернии. 1845.

Помимо кокошников носили кику — нарядный головной убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в Тульской области носили «рогатую» кику.

Лопатообразная кичка (кика). Рязанская область, XIX век.

Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна.

Женщина и девушка Бирюченского уезда. Конец XIX века.
В повойниках.

Носили убрус — тяжелый верхний головной платок, зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки.

В. Суриков, этюд к картине «Боярыня Морозова».
Убрус.

Головным убором царицы был венец с одним или несколькими зубцами. Венец одевался сверху на тонкий платок. Его расшивали золотыми нитями, украшали драгоценными камнями, по краям – жемчугом.

Источник статьи: http://mylitta.ru/1709-russian-hairstyles.html

Статьи о волосах

Женская красота. чем она измерялась на Руси? Почему до сих пор образ русской красавицы ассоциируется у нас со светлоокой, розовощёкой, статной девушкой и обязательно с длинной косой? Потому что волосы были главным женским богатством. И они берегли своё богатство, ухаживали за ним, передавали свои маленькие женские хитрости из поколения в поколение. В чём же заключался секрет здоровых волос у наших прабабушек, почему им удавалось отрастить такие красивые косы?

Конечно, их волосы не знали, что такое агрессивное воздействие. химическая завивка или постоянные эксперименты с окрашиванием были неведомы древнерусским красавицам.
Но длинные волосы требовали ухода не меньше, чем сейчас. Главный секрет состоял в том, что женщины умело использовали всевозможные дары природы: травяные отвары, дождевая и талая вода, гусиный жир, соки растений, соль, масла. Некоторые старинные рецепты дошли и до наших дней, современная промышленность с успехом использует натуральные ингредиенты в создании новых уходовых средств.
Из определённого сочетания трав, ароматических масел, других экопродуктов получаются особые и очень эффективные составы, питающие волосы той необходимой силой, которая нужна для их здоровья.
Невозможно описать все рецепты, которыми пользовались наши прабабушки, но некоторые секретки мы раскроем для вас.

Читайте также:  Очень короткие стрижки с короткими висками

Очищающие процедуры для волос

Для нас это всевозможные шампуни, но не надо забывать, что эти средства появились не так давно, было это в начале 20-го века. А как же справлялись с этой задачей женщины, не знающие такого средства. В ход шли самодельные косметические средства.
В старину волосы мыли кукурузной, ржаной, овсяной или гороховой мукой. Ее распределяли по прядям, растирали и смывали тёплой водой. Что использовали для самодельных шампуней:

  • определённые сорта глины образуют мыльную пену, их растворяли в тёплой воде и мыли волосы
  • популярны были хлебные и яично-медовые шампуни

Кашицу из булки настаивали с порошкообразными травами, вроде душицы, шалфея, ромашки и подорожника, эту смесь втирали в волосы, а потом смывали.
Смешанное с мёдом яйцо тоже служило природным шампунем

  • простокваша, сыворотка и кислое молоко прекрасно помогали поддерживать чистоту и здоровье длинной шевелюры.

Процедуру очищения проделывали 1 раз в неделю, потому что по длительности мытье волос занимало очень много времени.

Уход за волосами в стародавние времена

Абсолютно все уходовые средства были из натуральных продуктов. То, как выглядели волосы женщины, определяло ее статус, опытные женщины, умеющие ухаживать за волосами, всегда считались мастерицами, травницами, они знали, как приготовить настои, настойки, отвары, для поддержания своей красоты.
Мудрые законы Вселенной предусмотрели все, поэтому самые полезные для нас средства нужно искать в природе. Ещё в стародавние времена
на Руси собирали коренья растений, травы, и цветы из которых готовили целебные косметические компрессы и маски.
Наиболее поверенными и качественными в уходе за волосами считались:

  • ромашка
  • календула
  • корни лопуха
  • крапива
  • листья берёзы
  • кора дуба
  • мелисса
  • мята
  • зверобой
  • тысячелистник

Чем отличается настой от отвара?

Для того и другого используют горячую воду, но по времени заваривания настой занимает меньше времени, чем отвар.
Отвары или настои хранятся недолго, желательно готовить такой ополаскиватель на один раз, чтобы средство сохранило свои полезные свойства. Попробуйте сделать настой из крапивы или ромашки и используйте его для ополаскивания волос, почувствуйте на себе, как работает сила природы.
Для изготовления настойки используют спирт или водку.
Чтобы понимать, какое значение русские красавицы придавали красоте своих волос, нужно знать, как они относились к выбору расчёски или гребня. Девушка покупала расчёску только после того, как подержала ее в руке и несколько раз провела по волосам. Для чего? Покупалась только та расчёска, при взаимодействии с которой чувствовалось приятное тепло. Вот такая энергетическая связь с предметом.

Если вы перепробовали все современные средства и методы, а особого результата не почувствовали, то попробуйте вернуться к своим корням, вспомните мудрые рецепты бабушек, ведь не случайно они передавались из поколения в поколение.
Мы напомним вам некоторые из них.

Компрессы из горчицы

Горчица — это замечательный активатор роста новых волосков, а значит поможет сделать вашу шевелюру гораздо гуще.
Приготовьте маску из горчичного порошка, ложки репейного масла, мёда и немного сметаны, нанесите смесь на корни волос, утеплите голову и подержите маску до появления пощипывания. После чего смойте тёплой водой.

Бесцветная хна для укрепления и роста волос

Бесцветная хна незаменима при восстановлении ломких и тусклых волос.
Маску готовили, смешивая порошок хны и ложкой мёда и добавляли 1-2 капли сока лимона. Наносили средство на корни на 20 минут, утепляя полотенцем, затем смывали
Подобные процедуры способствовали росту густых, здоровых волос без перхоти и сухости кожи головы

Используйте вековую мудрость, порой самое лучшее средство для ваших локонов стоит не в отделе с дорогой косметикой, а находится у вас под рукой, нужно только умело им воспользоваться.

Источник статьи: http://hair-boutique.ru/articles/143209/

С давних времен волосы имели для человека особое значение. Недаром именно пряди волос использовали колдуны в своих магических ритуалах. Причем, чаще всего целью таких обрядов являлось нанесение вреда здоровью.

Сила в волосах

Нельзя сказать, что в древности длина мужских волос была абсолютно равна длине женских. Славяне мужского пола регулярно стриглись, но тем не менее их прически никогда не были слишком короткими. Мужчинам волосы стригли так, чтобы затылок и уши оказывались прикрытыми. Волосы расчесывали от макушки по кругу или попросту зачесывали назад. До Х века среди князей оставался популярным прямой пробор, при этом длина волос доходила до плеч.

Наши предки считали, что именно через волосы они приобретают особую силу от богов, окружающей природы и своих предков. Недаром волосы часто сравнивали с пшеничным полем. Длинные колосья получают больше животворящей влаги от Матери Сырой Земли и больше света от Солнца – Ярила. Да и предостережение славянского бога Сварога гласило: «Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».

Длинные волосы на Руси ассоциировались не только с силой, но и мудростью. Считалось, что чем больше их длина, тем мудрее их обладатель. Получает он эту мудрость свыше, как бы сказали сейчас – из космоса. Не зря слово «космы» так похоже на «космос».

Как стригли

Детей до определенного возраста на Руси не стригли вообще. До совершения обряда пострига маленькие славяне считались бесполыми. Мальчики и девочки носили одинаковую одежду и одинаково длинные волосы. В возрасте 3-7 лет, в зависимости от местности, мальчиков стригли, предварительно усаживая их рядом с предметами, символизирующими мужское начало. Это могла быть борона, топор или сабля. Только после стрижки мальчиков одевали в мужскую одежду.

Традиции

В старину с волосами бережно обращались не только женщины, но и мужчины. Стричь мужчину
имела право только его жена или другой близкий родственник. Состриженные волоски бросали в горящую печь или закапывали под плодовым деревом, дабы мужчина не потерял жизненную силу, а также для того, чтобы никто не смог воспользоваться его волосами в недобрых целях.

Если говорить о славянских прическах, мужских или женских – не имеет значения, то необходимо уточнять, о каком временном этапе идет речь. Ведь мужские и женские славянские прически менялись с течением времени, и чем ближе к современности – тем чаще. Вероятно, это связано с модой на заимствования из других культур. Сегодня прически в славянском стиле – это стилизации на различные эпохи, в нынешних салонах красоты вам никто точно не скажет, откуда взята та или иная концепция. Тем не менее, существует немало литературы, описывающей славянские прически, начиная с Позднего Средневековья. Подобные наработки основаны в большей степени на дошедших до нас изображения – это фрески и рисунки в книгах. Также существуют упоминания европейских и азиатских хронистов, которые встречались со славянами (например, знаменитые дневники Ибн Фадлана).

Но какими были славянские стрижки изначально, в Раннем Средневековье и в еще более древние эпохи? Точного ответа на этот вопрос у нас нет, потому что до нас через фольклор дошли лишь скупые упоминания о принципах, на основе которых такие прически формировались. К примеру, прически славянских женщин, по всей вероятности, всегда подразумевали косу или даже несколько кос. Одну мощную косу носила женщина замужняя, «колосок» косы в этом случае олицетворял единство рода. Коса должна была располагаться за спиной вдоль позвоночника, главного «энерговода» в человеческом теле. Прически славянских женщин, еще не вступивших в брак, могли подразумевать несколько кос. Зачастую их располагали не только на спине, но также спереди вдоль плеч. Так женщина показывала, что она свободна. При этом, вероятно, из волос могли собираться «корзинки» и прочие эстетически гармоничные фигуры. Но прическа славянской женщины однозначно не могла подразумевать распущенные или короткие волосы. Ведь наши предки полагали, что в волосах заключена сила человека. Волосы – как своеобразные антенны-приемники, напитывались окружающей силой и передавали ее своему владельцу. Распущенные волосы напротив, отдают энергию. Женщина могла носить распущенные волосы только в доме, среди самых близких людей, даже в кругу друзей такой вариант был недопустим. Не говоря уже о коротких прическах (типа каре). Таких исконно славянских причесок никогда не существовало, потому что женщина, которой необходимо делиться жизненной силой со своими детьми, никогда не станет лишать себя дополнительного притока энергии, это попросту глупо и даже опасно (чревато болезнями).

Читайте также:  Прически для короткого волоса темного цвета

Что касается мужских славянских стрижек, то они также не подразумевали распущенных локонов, но по другой причине. Мужчины сильнее женщины с точки зрения энергетики, образно выражаясь, мужчина – генератор (тогда как женщина – приемник). Но распущенные волосы говорили о небрежности, да и попросту были неудобны, ни в быту, ни в бою. Мужчины носили достаточно длинные прически, но не такие длинные, как у женщин. Судя по уже упомянутым дневникам Ибн Фадлана, у мужчин волосы были примерно до плеч. Мужские славянские прически не подразумевают косу, волосы собираются в хвост. При этом часть волос сзади могла располагаться под хвостом в свободной форме (такую стрижку можно увидеть у Геральта из Ривии из ныне популярной компьютерной игры Ведьмак 3). Предположительно, мужчины могли заплетать несколько локонов в тонкую косу, оставляя ее сбоку. Этот аспект носил символическое значение, возможно, это был символ мужчины, идущего на войну. Однако такая коса никогда не оставлялась спереди лба, она могла мешать в схватке. Прически славянских воинов не особенно отличались от бытовых мужских причесок. Они в любом случае забирались в хвост, чтобы не мешать обзору. Также здесь стоит учесть один практический аспект. Учитывая наличие у воина шлема, хвост располагался у самой шеи, иначе воин попросту не мог надеть шлем с подшлемником. Это единственный действительно логичный момент, который стоит учитывать, в остальном, если мы говорим о глубокой древности, нам неизвестны какие-то особые прически славянских воинов. Таким образом, волосы у славян, имея особое символическое значение, распускались только в доме. Длинные волосы у славян были нормой, ненормальными считались короткие прически, не важно – у мужчин или у женщин. При этом у женщин они, разумеется, были длиннее, что отчасти обусловлено элементарной физиологией. Длинные волосы у славян – это символ красоты и силы, короткие волосы могли указывать на «низость» натуры человека, что, кстати, справедливо для многих народов древнего мира (за редким исключением, как, например, было у римлян). Также короткие волосы, вероятно, могли служить указанием на «рабское» положение. При этом известно, что славяне с древности использовали берегини – полоски из кожи или ткани, которыми обвязывался лоб. Так даже растрепанные локоны не мешали обзору, кроме того, к берегине могли подвешиваться декоративно-обережные элементы, к примеру – всем известные височные кольца, распространенные у восточных славян в Средние Века. Волосы у древних славян имели чуть ли не сакральное значение, поэтому к прическам, вероятно, подходили с большим тщанием. К сожалению, у нас нет точных сведений об обрядовых, жреческих или воинских славянских прическах. Однако мы знаем базовые принципы, знаем, как наши предки относились к своим волосам. Вероятно, этого достаточно для человека, который пытается так или иначе прикоснуться к своим корням, чтить былые традиции.

В древности, многие опишут примерно такой образ: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубахе. Однако это не совсем истина. Есть немало версий, как выглядели славяне. Тема их внешнего облика очень интересна, поэтому она заслуживает более подробного изучения.

Обитание славянских племен

Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как этой части Европы. Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик.

Как выглядели восточные славяне, невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие. Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей. Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели древние славяне, влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи — скифы и сарматы.

Есть ли схожесть с викингами?

Некоторые историки категорически отвергают тот образ, который представляется нам в виде длинноволосого мужчины и с бородой. Это менее похоже на то, как выглядели древние славяне, а больше соответствует викингам.

По их мнению, славяне выступали против на голове и бритья бороды.
Скандинавы взяли такой внешний вид из религиозных традиций. Славяне в те времена обитали на Балтийском побережье. В отличие от викингов, они тщательно брились и состригали волосы очень коротко по всей голове, оставляя чуб на лбу. А с длинными волосами ходили волхвы. Внешний облик скандинавских мужчин славяне высмеивали. Как выглядели славяне, ученые пытаются определить по найденным скелетам. Благодаря этим находкам появляется возможность у потомков ознакомиться с украшениями, одеждой и аксессуарами, которые использовали древние славяне. Схожесть со скандинавскими нарядами наблюдается в женских украшениях для волос и головных уборах.

Внешний вид славянских женщин

Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.

Мужской славянский костюм

Мужчины облачались в длинные рубахи — распашонки. Они запахивались и подпоясывались ремнем. Рубахи не имели застежек, некоторые из них надевали сверху. Зимняя одежда была выполнена из меха различных животных. Это и тулупы, и рукавицы. Штаны были широкие, их подвязывали на поясе и внизу. У состоятельных людей таких штанов было несколько. Зимой на холщовые надевали шерстяные. Обувь мужчин и женщин делали из холста. Им оборачивали ноги и прикрепляли подошву при помощи ремешков. Сапоги делали из целого куска кожи.

Вся одежда имела вышивку. С течением временем её стновилось все больше.

Прически древних славян

Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.

Девочкам необходимо было По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.

Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб — это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.

Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.

Читайте также:  Стрижка каре ровный срез по плечи

На Руси, еще с дохристианских времен считалось что стиль и форма славянской мужской прически отражается на духовности человека. Моду на изменение причесок ввел Петр I, после того как побывав в Европе, он, вернувшись в Россию, подверг своих приближенных принудительному остриганию бороды и волос. Именно с петровских времен законодателями парикмахерской моды становятся народы Западной Европы.

Конечно, мужские славянские прически, вплоть до XVII века, не отличались разнообразием и оригинальностью.

В допетровскую эпоху целью парикмахерского дела на Руси было придание стрижке наибольшей практичности. Длинные волосы не должны были препятствовать обзору охотника или воина, и не мешать бортнику или рыбаку во время их промысла. Однако издревле считалось что короткая стрижка лишает представителя сильной половины человечества его внутренней силы. В то же время ниспадающие на плечи также не имели особой популярности, а их носитель мог быть отнесен к категории маргиналов — людей, стремящихся отойди от исконно русских традиций и поэтому способных предать свою родину.

Если более внимательно провести экскурс в историю мужских славянских причесок, то можно увидеть отличие в стрижках южных и северных славян.

И здесь мода также определялась практичностью. Жители Новгорода, Рязани и Владимира предпочитали носить уличённые прически «под горшок», дополняемые бородой. Это в основанном было вызвано суровой зимой, что делало использование естественной растительности как дополнительного фактора, предотвращающего обморожения лица. В тоже время оселедец жителей Запорожской Сечи, вкупе с усами и отсутствием бороды, позволяли легче переносить летнюю жару.

Практичность и удобство мужских причесок северных славян дополнялась различными парикмахерскими аксессуарами, простейшим из которых был налобный ремешок. Именно его применение предотвращало падение волос на глаза, облегчая работу кузнеца, плотника, хлебопашца.

У воинов длинные волосы предотвращали натирание боевым шлемом или кольчужной шапкой кожи головы. Если учитывать непрерывность войн на Руси начиная от битвы на реке Калке и заканчивая Смутным Временем, то нетрудно понять, что удлинённые волосы славянской прически играли и унитарную роль.

При этом не нужно считать, что длинные волосы славян находились в беспорядке или имели неопрятный вид.

Для славян баня – неизменный атрибут, отношение к которому носило если не полурелигиозный, во всяком случае мистический характер. Именно в бане чаще всего прятался домовой, а еженедельная банная помывка считается до сих пор исконно славянской традицией.

Из древних времен в сегодняшнюю практику ухода за волосами вошло их мытье простоквашей, сывороткой, яичным желтком или хлебным квасным изваром.

Если сравнить с культурой ухода за волосами англичан, то и здесь можно увидеть различие в способах их мытья. Вплоть до начала XX века в Англии было принято сначала мыть в специальном тазике руки, а затем переходить к мытью физиономии и волос. Такого понятие как окатывание себя водой из ведра в Западной Европе не существовало.

Не стоит думать, что в древности и в более, более поздние времена у славянства наиболее популярен был парикмахерский стиль прически «под горшок».

На иконах и древних миниатюрах можно увидеть славянские мужские прически с элисообразным подстриганием контура волос. Кроме того, длинные пряди слегка завивались наружу. Следует помнить, что мода на разнообразные парики пришла в Россию во времена петровские реформ, а в повседневном буту парики широко распространились в среде офицерства в период правления Петра III и Павла I.

Фрагмент картины Николая Овечкина «Последний бой Святослава»

Т.к. волосы не сохраняются в земле надолго. Иногда удается обнаружить их остатки, но для этого они должны были — к примеру — соприкасаться с металлом. Однако такие случаи очень редки, поэтому информацию о прическах мы будем ловить не в могилах, а на изображениях или в текстах летописей или хроник.

[Прическа князя Святослава Игоревича]

Вот уж где больная тема, отлично подходящая для споров. Есть описание греческого историка Льва Диакона, который так описал внешность князя Святослава Игоревича: «(. ) Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода».

[Рис.1] Князь Святослав Игоревич

Картинку византиец не приложил, и что подразумевалось под клоком волос неясно. Теперь это порождает массу версий. Одни говорят — это волосы на выбритой макушке, так называемый «оселедец», другие — это клок волос сбоку головы, над ухом.

Третьи выдвигают не менее интересную версию. Дескать, вся дружина, в том числе и Святослав Игоревич, побрила головы перед походом. А поскольку длинные волосы были признаком его знатного рода, то князь оставил клок от старой прически.

Нечто подобное встречается на блюде, сделанном болгарскими мастерами. Вот оно:

[Рис.2] Прическа болгарского воина


Однако, прическа князя Святослава Игоревича — это прическа князя Святослава Игоревича. Его тезка, Святослав Ярославич, предпочитал другой имидж.

[Прическа князя Святослава Ярославича]

Вот миниатюра XI века, украшающая одну из самых древних русских книг — Изборник Святослава.

[Рис.3] Прическа князя Святослава Ярославича

Как мы видим, князь Святослав Ярославич и его сыновья, а так же его племянник Ярополк изображены достаточно коротко стриженными.

[Прическа князя Ярополка Изяславича]

А вот — миниатюра тех же самых времен из Трирской псалтыри, которую еще называют «Кодекс Гертруды». На ней мы видим Великого Князя Киевского Изяслава Ярославича, внука Ярослава Мудрого. Очень похоже, что князь стрижен «под горшок».

[Рис.4] Прическа князя Ярополка


[Прическа князя Всеволода Большое Гнездо]

Северный фасад Дмитриевского собора в городе Владимир украшает барельеф. На нем изображен князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо [Рис.5].

Князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо [Рис.5].


Прозванье прилепилось к нему благодаря большому числу детей. Он (десятый сын Юрия Долгорукого) был отцом восьмерых сыновей и папочкой четырех дочерей. Сыновья (правда не все)изображены на барельефе вокруг отца. Назовем их поименно.

Константин «Добрый», первый князь новообразованного Ростовского княжества,
— Юрий — основатель Нижнего Новгорода,
— Ярослав — отец Александра Невского,
— Святослав — уничтоживший болгаркий город Ошель в 1220 году
— Глеб.

Как видим, никто из них не носит ничего подобного прическе князя Святослава Игоревича. Более того, подобным образом уложенные волосы не покажутся экстремальным стилем и в наши дни, то есть спустя восемьсот лет.

А теперь перенесемся на Запад.

[Прически европейских воинов XI-XII веков]

Для примера берем знаменитый Ковер из Байо. На нем изображено противоборство англосаксов и нормандских воинов.

[Рис.6] Ковер из Байо


Нормандцы в основном бреют лицо, хотя пара воинов носят усы. А вот прически весьма колоритные — они брили головы до затылка и по бокам. Впрочем, эта мода не просуществовала долго.

Англосаксы, наоборот, носили длинные усы. И раз речь про усы, пора вернуться на Русь-матушку, но в более позднее время.

[Прически новгородцев XIV-XV веков]

На резных панелях из собора святого Николая в городе Штральзунде изображены новгородские охотники с длинными косами. Резьба датируется 1400 годом или около того.

[Рис.7] Новгородские охотники


Это одно из самых необычных изображений русских людей того времени. Действительно ли так ходили по Новгороду или это фантазия автора – до конца так и неясно.

Но очень к месту вспоминается описание путешественника Жильбера де Ланнуа, который посетил Новгороде около 1415 года, примерно в тоже время, в какое были изготовлены приведенные выше панели. Так вот. Де Ланнуа пишет, что в Новгороде женщины носят две косы, а мужчины – одну.

А вот фрагмент известной иконы «Молящиеся новгородцы», на которой мы видим новгородских бояр:

[Рис.8] Прически новгородцев


Здесь более привычное нам изображение новгородских горожан: все как полагается и бороды без фанатизма.

[Самая универсальная прическа]

[Рис.9] Лысый воин


Ну а самая универсальная, вневременная прическа встречается на одной из миниатюр Радзивилловской летописи. Посмотрите на воина слева. Он абсолютно лысый!

  • Людота
  • Материалы «Тоже Форума»
  • Констебл Д. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. М., 1994. С. 165-181.
  • Фото из архива исторического клуба «Медвежий двор» (Уфа)
  • Фрагмент картины Николая Овечкина «Последний бой Святослава»

Источник статьи: http://usds.ru/bleeding/pricheski-drevnei-rusi-klassicheskie-zhenskie-ukladki-aktualnye-i-v-nashi-dni/

Оцените статью
Adblock
detector