Женская прическа до революции

Галантные дамы и вышвырнутые на улицу русские дворянки: История коротких женских стрижек

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мадам Помпадур

Фаворитка французского короля Людовика XV, продержавшаяся при нём двадцать лет, царила в моде Европы в восемнадцатом веке — времени, когда и дамы, и кавалеры старались быть похожими на фарфоровые статуэтки, а не людей из плоти и крови. И те, и другие активно пользовались макияжем, украшали одежду оборками, носили кольца и другие украшения — правда, мужчинам это ничуть не мешало отменно владеть шпагами и стрелять на дуэлях и в сражениях из пистолетов. Некоторым женщинам тоже.

Среди фасонов, которые мадам Помпадур ввела во французскую моду, была короткая женская причёска из завитых волос, которую обычно украшали цветами, крохотными бантиками и прозрачными косыночками. Это был смелый ход, поскольку до Помпадур француженка обрезала волосы в трёх случаях: если была проституткой, если уходила в монахини или если она была Жанной Д’Арк. Причёска дамам понравилась, потому что красиво обнажала шею сзади, не требовала большой возни и в то же время смотрелась очень элегантно. В историю стрижка так и вошла под именем “помпадур”.

Ввела в моду Помпадур также рыжий оттенок волос (до неё он считался недостатком), огранку бриллиантов в форме лодочки, ридикюли, туфли на каблучке (которые должны были придать женской ножке форму забинтованных, сломанных пополам стоп китаянок) и высокие бокалы для шампанского.

Античный стиль

После революции у Франции была новая законодательница мод — Тереза Тальен, та самая дама, которая ввела корсиканца Наполеона во французское общество. Она ввела моду на всё, что ей представлялось древнегреческим и древнеримским: коротко остриженные локоны, завышенную талию и спускающееся складками с плеч платье из тончайшего, просвечивающего муслина. Известен также её портрет, на котором одна её грудь была обнажена — хотя на античных статуях так одевались только Артемида и амазонки, долгое время европейцы-христиане были убеждены, что женщины Древней Греции вообще имели привычку ходить, открыв одну грудь.

Сама Тереза обрезала волосы чуть выше плеч, завивая их “под греческие статуи”, но скоро девушки стали стричься ещё радикальнее. Новая причёска называлась “а-ля Тит”, то есть — как у древнеримского политика Тита. Волосы стриглись на равную длину по всей голове, так коротко, что были открыты уши, и затем завивались. Эту причёску носили одинаково и женщины, и мужчины. Женщины часто повязывали поверх стриженых волос ленты, полагая, что это делает причёску ещё античней.

Нигилистки

В шестидесятые годыдевятнацатого века многие молодые дворянки в России отстригали девичьи косы, а молодые дворяне, к негодованию общества, отпускали бороды (которые, как считалось, по статусу приличны людям в возрасте и с положением) и, напротив, слишком поздно шли стричься — когда волосы уже начинали падать на плечи. Нынешнего слова “хипстер” тогда и слыхом не слыхивали. Все эти молодые люди были нигилистами, то есть отрицателями — всего старого, что мешает прогрессу.

Среди идей нигилизма была борьба с пустым эстетизмом, зря возбуждающим сентиментальность и половую чувственность. В рамках этой борьбы девушки отказывались от корсетов, сложных в носке и уходе ярких платьев и пышных юбок, надевая вместо того блузки и самые простые фасоны юбок. Причёски из длинных волос, за которыми в условиях девятнадцатого века уход был не очень прост, тоже объявлялись эстетизмом.

Читайте также:  Женские стрижки средней длины 2020 без укладки

Стриженые волосы высвобождали около часа времени каждый день — не считая ещё пары часов в те дни, когда обычно происходила помывка и просушка волос — и это время предполагалось тратить на что-нибудь более полезное. Например, на учёбу. Хотя с женским высшим образованием в России всё обстояло очень сложно, многие прогрессивные студенты, профессора, врачи бесплатно давали лекции, собирая аудиторию на частных квартирах.

Носили короткие волосы не только исповедницы радикальных идей. В шестьдесят первом году, после отмены крепостного права, мелкие помещики оказались на грани нищеты. Крупные помещики выкинули из своих домов воспитанниц, бедных родственниц, крестниц — всех, кого называли словом “приживалки”, то есть иждивенки, хотя очень часто эти женщины имели вполне определённые обязанности в работе по дому. Страна оказалась переполнена бедными дворянками на грани голодной смерти.

В результате круг допустимых для дамы профессий негласно очень сильно расширился. Девушки поступали на работу не только гувернантками, учительницами и компаньонками, но и наборщицами в типографии, литературными редакторами, журналистками, продавщицами, секретарями. Работа, однако, давая прожить хоть как-то, часто не давала возможности обзавестись горничной и не оставляла сил ухаживать за длинными волосами, так что, глядя на нигилисток, обрезали волосы и многие другие девушки, родственникам объясняя, что это просто мода. Со временем, из-за активного преследования политически неблагонадёжных девушек, мода сошла на нет.

Комиссарши

В двадцатые годы в СССР получила массовое распространение стрижка в виде короткого каре. Хотя не каждая девушка с такой стрижкой была комиссаром, всё же всех стриженых звали скопом — “коммисарши”. К стрижке частенько полагался платок, повязанный узлом назад (в отличие от обычного русского платка, закрывавшего волосы и порой шею), короткая (до колена) юбка и кожаная куртка. Некоторые из юбок перелезли в брюки. От одежды требовалось одно: чтобы она не ограничивала свободу движения. От волос, по сути, требовалось то же самое. Газеты осуждали юбки и платья, сковывающие женщине ноги, словно лошадиные путы, излишнюю закрытость, мешающую закалке и наслаждению воздухом и солнцем, напоминали, что за косы девочек и женщин традиционно таскали по избе — они были одним из способов проявить власть над женщиной.

В Европе и США шли те же тенденции, хотя вряд ли кто-то из модниц счёл, что остригает волосы под влиянием коммунистов. Девушки активно осваивали спорт, автомобиль и полёты на самолётах, и с этим новым образом жизни сложные пучки и простые косы мешали.

Хотя в тридцатые годы пошёл разворот на демонстративную женственность, и вскоре брюки стали недопустимой на работе (если она была не физической) одеждой, всё же каре продолжало считаться допустимой стрижкой даже в школе с её очень суровым подходом ко внешности девочек. С каре, например, вошла в историю советского кинематографа Наталья Варлей — правда, играла она не обычную девушку, а спортсменку, способную в одиночестве путешествовать по горам.

20 ретро фотографий элегантных дам со стильными прическами из 1930-х годов , однако, свидетельствуют, что даже модницы в эпоху, диктующую женщинам нарочитую женственность, не обязательно отращивали длинные волосы.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/221018/41001/

История русских причёсок

Короткие стрижки и напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка — «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды.

Читайте также:  Укладки стрижек с одним виском

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

«Прическа князя состояла из длинного клока волос на бритой голове. Клок разделялся на две пряди, которые свисали с обеих сторон лица. Борода, дополнявшая прическу, была редкая, зато усы — густые и длинные. В ухо была продета серьга с драгоценными камнями».

Ирина Сыромятникова, автор книги «История прически»

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать — шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил». Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы, замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» — ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара — за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии — парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» — прядь волос).

«Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, — словом, художник».

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Читайте также:  Кто занимается стрижкой собак

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» — высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы — в том числе, и российские дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

«В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима».

Ирина Сыромятникова, автор книги «История прически»

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет — «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы — каре — у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки — щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве — и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка — «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль». А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.

Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку — так в моду пришли естественность, удобство и простота.

Источник статьи: http://newsland.com/community/5652/content/gid-russkikh-prichiosok/6423823

Оцените статью
Adblock
detector