Женские прически времен петра 1

Женские прически времен петра 1

Глава четвертая. Русские прически XVIII века

Общая характеристика

В России, как и в других странах Европы, в XVIII веке происходили изменения в экономике. Правда, процесс преобразования шел значительно медленнее, чем в Европе, в связи с общей отсталостью страны. Постепенно начинают развиваться и расти казенные, а потом частные мануфактуры.

Вместе с развитием отдельных отраслей промышленности начали расти города, в которых сосредоточивались промышленность и ремесла, развивались рыночные отношения, а также торговля с заграницей. В 1762 году был издан царский указ «О вольности дворянства». Народ ответил на это восстаниями. Особенно потрясло страну восстание под руководством Емельяна Пугачева.

Несмотря на засилье иностранцев и в русской науке и в русском искусстве, появляются такие имена, как Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Иванович Ползунов, Иван Петрович Кулибин. В 1755 году в Москве был открыт первый русский университет.

Еще в начале XVIII века царь Петр I специальным указом ввел обязательное ношение европейских модных костюмов. Его реформы встречали решительный протест со стороны приверженцев старины.

Новые порядки, установленные Петром I по образцу Европы, постепенно становятся привычными. После первого путешествия царя Петра I за границу боярские длинные кафтаны и бороды подвергались гонению; законодателями мод стали придворные. О сказочном богатстве их нарядов часто писали многие иностранцы. Для воспитания и обучения дворянской молодежи было выпущено специальное руководство. Их костюмы и прически были примером для подражания столичных дворян. Позднее им стали подражать и провинциальные дворяне, разночинцы. Только купечество не восприняло целиком европейской моды. Оно продолжало следовать старинным русским обычаям. Новые правила и нормы поведения стали обязательными для дворян.

Основные виды и формы причесок

Мужчины-придворные в первой половине XVIII века следовали французской моде. Обязательным было ношение громоздких париков типа «гривы», «пуделя». Парики привозились из Европы в большом количестве. В крупных городах были открыты специальные французские или немецкие магазины. Парикмахеры-французы в поисках хорошего заработка потоком хлынули в Россию. Постепенно французские моды уступали место прусским. С 1732 года распространяется прическа «прусская коса», которую делали вначале на своих волосах, а затем — на париках.

Во второй половине XVIII века прически типа «крысиный хвост» носили военные и придворные. Менялась укладка буклей, длина косы, но силуэт оставался тот же. В конце XVIII века стали носить прическу «крылья голубя». В 1796 году распространяется прическа «под скобку» — ее носило купечество и мещане. Парики, распространившиеся в России, ввели моду на бритье лица. В 1705 году был введен специальный «бородной знак», который давал право владельцу, заплатив налог, носить бороду. Исключение составляли духовенство, крестьяне.

Женские прически в начале века следовали французской моде. Это относилось к дамам высшего общества. Прическа «фонтанж» была самой популярной, но при завитых локонах отсутствовала высокая кружевная наколка. В остальном силуэт прически был скопирован полностью.

Носили прическу типа «Мария Манчини» — с завитыми полушариями и спускающимися на шею длинными локонами. Прически в большинстве делались из собственных волос с добавлением шиньонов и локонов.

С распространением моды на высокие каркасные парики во второй половине XVIII века русские женщины (придворные дамы), несмотря на недовольство духовенства, стали подражать ей. Прически типа «фрегат» и «Мария-Антуанетта» можно было видеть не только на париках, но и на собственных волосах, обильно посыпанных пудрой, рисовой мукой. Женщины из средних и низших сословий продолжали носить русские национальные прически — гладко причесанные волосы, заплетенные в косу. В крестьянской среде такие прически сохранились вплоть до XX века.

Читайте также:  Стрижка каскад для длинных волос с длинной челкой

Головные уборы, украшения, косметика

Мы уже говорили о том, что европейские моды проникали в русское общество с большим трудом. Только реформы Петра I значительно упростили распространение французских и немецких костюмов и причесок. Старинные боярские длиннополые одеяния были заменены более эффектной, европейской одеждой. Скромные и простые по фактуре в начале XVIII века, костюмы постепенно стали более красочными и декоративными. На протяжении всего века костюм продолжал изменяться, следуя европейской моде. Законодателем моды в России был Петербург, в Москве придерживались ее, внося свои индивидуальные поправки. Со сменой правителей России моды объявлялись вне закона. Так, при Павле I начали преследовать французскую моду, заменив ее прусской, но это было кратковременно. Купечество и мещане, ремесленники следовали русским традициям. Парикмахерским делом в России занимались крепостные мастера, которых отдавали в обучение парикмахерам из Франции, Германии, Англии. Среди русских парикмахеры назывались цирюльниками или тупейными художниками от слова «тупей». Талантливые от природы крепостные парикмахеры вносили в прически много вкуса, фантазии, не уступая в исполнении прославленным французским куафёрам.

Жизнь крепостных мастеров была тяжелой, они подвергались унижениям, телесным наказаниям за малейшую провинность. Несмотря на виртуозность исполнения причесок, в России модным считалось только то, что шло из Европы, в частности из Франции. Поэтому работы русских парикмахеров не ценились. Русская знать, пользуясь услугами крепостных умельцев, переименовывала их на европейский лад: так Иван превращался в Жана, Василий — в Базиля, Андрей — в Андрэ. Для простого народа в столичных и уездных городах были открыты цирюльни. На вывесках этих заведений было написано, что здесь не только причесывают, стригут и бреют, но и ставят пиявки и пускают кровь.

Головные уборы, украшения, косметика

Головные уборы носили во время прогулок, путешествий. Модные европейские новинки быстро распространились по всем городам России. Специально создавали салоны, мастерские; модистки повторяли французские модели, внося некоторые изменения согласно своему вкусу. Придворные пользовались услугами иностранных мастеров, чей труд оплачивался значительно дороже, чем отечественных умельцев. Русские национальные головные уборы сохранились в среде купечества, горожан, сельского населения.

На придворных праздниках даже иногда обязывали являться в русских сарафанах и кокошниках. Такие празднества устраивала императрица Екатерина II. Украшения знатных дворян поражали великолепием, изяществом исполнения. Голову украшали диадемами, обручами с драгоценными камнями посередине типа фероньерки, лентами.

В записках иностранцев, побывавших при дворе русских царей, в домах влиятельных царедворцев, много места уделено внешнему виду русских вельмож. В частности, упоминалось, что косметика была распространена среди женщин. Они сильно румянили щеки, белили шею и руки, любили ароматические притирания. Мода на косметику, так же как и на прически, шла от европейских дворов, но применялась несколько меньше. Так, в период увлечения мушками их налепляли на лицо по одной-две.

Вопросы и задания

1. Расскажите о стиле рококо XVIII века. Каков был эстетический идеал этого периода?

2. Опишите прически этого периода; как влиял на них стиль рококо. Зарисуйте их.

3. Как развивалось парикмахерское дело в XVIII веке.

4. Назовите известных французских художников и скульпторов, их произведения. Зарисуйте прически, которые можно увидеть на картинах и скульптурах в Музее изобразительных искусств им А. С. Пушкина.

5. Назовите произведения драматургии, которые могут быть оформлены прическами XVIII века.

6. Что было общего в английских, французских и немецких прическах?

7. Какую роль играли украшения в женских прическах?

8. Какие головные уборы, прически считались модными в период французской буржуазной революции 1789 года? Зарисуйте их.

9. Опишите формы причесок периода Директории. Разберите одну из них (моделирование). Зарисуйте ее.

Читайте также:  Стрижки по типу каре шапочкой

Дополнительная литература

Изергина А. Н. Немецкая живопись XVII века. Л.- М., «Искусство», 1960.

Либман М. Я. Искусство Германии XV-XVI вв. М., «Искусство». 1964.

Фабрикант М. Старые мастера немецкого реализма. Л., Изогиз, 1936.

Мандер К.- В. Книга о художниках. М.- Л., «Искусство», 1940.

Кроль А. Е. Английская живопись XVI-XIX вв. Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1961.

Искусство Англии XVII-XIX вв. М., «Искусство», 1955.

Виппер Б. Р. Английское искусство. М., изд. Гос. музея ИЗО им. А. С. Пушкина, 1945.

Английская живопись XVIII-XIX вв. М., Изогиз, 1961. (Репродукции.)

Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII в. Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1964. Древнерусское искусство XVII в. М., «Наука», 1964.

Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII — начала XVIII в. М., «Искусство», 1969.

Лебедева Ю. М. Древнерусское искусство X-XVII вв. Живопись, архитектура. М., Учпедгиз, 1962.

Лихачев Д. С. Культура русского народа X-XVII вв. М.- Л., Изд-во АН СССР, 1961.

Мнева Н. Е. Искусство Московской Руси, вторая половина XV-XVII вв. М., «Искусство», 1965.

Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси. XI-XVII вв. М., «Искусство», 1964.

Коваленская Я. Н. История русского искусства XVIII в. М.- Л., «Искусство», 1940.

Лапшина Н. П. Русское искусство XVIII в. М., изд-во Акад. художеств СССР, 1963.

Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st030.shtml

Прически и головные уборы Московской Руси

Прически и головные уборы Московского княжества мало изменялись и сохраняли свои основные формы со времен основания Москвы и вплоть до прихода к власти Петра I, который, как известно, не только перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, но еще и обрил бороды боярам.

Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Головные уборы царя и царицы.

Итак, мужские прически практически не изменялись со времен Киевской Руси – это были короткие стрижки, к примеру, «под горшок». Стрижка «под горшок» свое название получила благодаря обычному глиняному горшку, который одевался на голову во время стрижки и по длине которого остригались волосы. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок».

Парсуна Ивана Грозного.
Остроконечная борода с усами и стрижка «под скобку».

Бояре, как и простые люди, носили длинные бороды и усы. Однако мода на выбритые лица периодически появлялась и в Москве. Так, князь Василий Иванович сбрил бороду в честь своей второй женитьбы. Его примеру последовали и бояре. Впрочем, мода на выбритые лица продержалась недолго.

Бороды были самой различной формы — борода-«лопата», борода клинышком, остроконечная борода, круглая борода, борода, разделенная на две части.

Мода на выбритые лица вновь придет в Москву во времена Смуты и с появлением у стен Москвы войск Речи Посполитой (государства, которое тогда объединяло нынешние земли Польши, Литвы, Беларуси и Украины). Речь Посполитая хотела посадить на московский трон Лжедмитрия (их было несколько) – якобы сына последнего московского царя из династии Рюриковичей Ивана Грозного. Данные попытки им не удались, а на московский трон вскоре взошла династия Романовых.

Русская одежда с XIV до XVIII столетия, терлик и шапка мурмолка.
(Вид изображает город Астрахань в начале XVII столетия).

При первых Романовых европейские одежды (или как их называют немецкие, польские) и прически все больше начинают проникать на русские земли. Царь Алексей Михайлович (отец Петра I) также в детстве носил европейские наряды, да и, будучи царем, особо не препятствовал западным влияниям.

Однако на старости лет, за год до смерти, в 1675 году им был издан указ, запрещающий его подданным носить западные одежды: «Стольником и стряпчим и дворяном московским и жильцом… Свой государев указ сказать, чтоб они иноземских немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели. А буде кто впредь учнет волосы постригать и платье носить с иноземского образца, или же такое ж платье объявится на людях их: и тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в нижние чины».

Читайте также:  Мужские прически для средних волос полубокс

А. П. Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901 год. Эскиз.
В руках у бояр горлатные шапки.

Большое значение придавалось и головным уборам. Традиционными мужскими головными уборами в Московском княжестве были:

1. Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями.

2. Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха.

3. Тафья — нижний головной убор, одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку. Делалась она из бархата, расшивалась золотым шитьем или бисером.

4. Мурмолка – разновидность колпака. Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты из меха лисицы, куницы, соболя.

5. Горлатная шапка – шапка, похожая на трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани.

6. При дворе Ивана Грозного носили собольи шапки.

И, конечно же, говоря о мужских головных уборах Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» — своеобразную корону, царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и золотом. Низ оторочен ценным мехом соболя, на маковке – золотой крест.

Прически русских женщин и девушек

Женские прически не отличались разнообразием. Как и во времена Киевской Руси женщины обязаны были прятать волосы под головными уборами.

Девушки носили косы. Коса считалось символом девичьей красоты. Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг головы – женская прическа. Таким образом, невеста и ее подружки прощались с незамужней жизнью девушки и ее девичеством.

Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор — кокошник.

Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.

Головные уборы русских девушек и женщин

Женские головные уборы были разнообразны. Носили кокошники – головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными узорами, украшались жемчугом.

К слову, в те времена многие украшения делались из речного жемчуга (его использовали в вышивке на одежде, головных уборах), так как он был относительно дешевым и местного производства. Морской же жемчуг привозили с Востока.

Женский головной убор (кика) Калужской губернии. 1845.

Помимо кокошников носили кику — нарядный головной убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в Тульской области носили «рогатую» кику.

Лопатообразная кичка (кика). Рязанская область, XIX век.

Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна.

Женщина и девушка Бирюченского уезда. Конец XIX века.
В повойниках.

Носили убрус — тяжелый верхний головной платок, зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки.

В. Суриков, этюд к картине «Боярыня Морозова».
Убрус.

Головным убором царицы был венец с одним или несколькими зубцами. Венец одевался сверху на тонкий платок. Его расшивали золотыми нитями, украшали драгоценными камнями, по краям – жемчугом.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://stil.mirtesen.ru/blog/43901985625/Pricheski-i-golovnyie-uboryi-Moskovskoy-Rusi

Оцените статью
Adblock
detector