Парикмахерское искусство — как все начиналось?
Прическа – важный элемент внешнего облика человека. Этот факт неоспорим. Причем, уже в глубокой древности манипуляции с волосами имели не только гигиенический смысл, но и эстетический. Более того, много-много тысячелетий назад по прическе можно было определить род занятий человека и его место на социальной лестнице. На протяжении истории менялась мода на цвет волос и их длину, на укладочные средства и способы украшения творений парикмахеров. Но вот отношение к прическе осталось таким же – она по-прежнему имеет важнейшее значение в создании имиджа человека.
Древний мир
В первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы. То есть что-то типа прически в основном делалось из соображений гигиены и удобства существования в жестких условиях первобытного мира. Хотя, наверняка, шаманы и прочие колдуны уделяли волосам значительно больше времени, чем простые смертные, и сооружали у себя на головах прически с ритуальным значением.
Первые признаки настоящего парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом – археологами при раскопках были найдены сосуды с косметикой. Важным моментом в жизни древних египтян было изготовление париков. Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом. Кроме того, современники фараонов делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь благополучно отваливалась. Все туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность. В Древнем Египте и женщины и мужчины с одинаковым рвением ухаживали за собой: мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы, как и женщины, использовали для ухода за волосами гребни и шпильки, которые изготавливались из дерева, слоновой кости.
Жители Эллады намного определили своих предшественников-древних египтян в сфере парикмахерского искусства. У древних греков уже выработаны многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья. Так, в Древней Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами. Каждая процедура — мытье, окраска, завивка, стрижка волос — выполнялась раздельно. Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики – сделать прическу, исходя из особенностей и пропорций лица конкретного человека. Хотя, конечно, и здесь уже действовали законы моды. Например, среди женщин-древних гречанок на протяжении значительного времени был популярен рыжеватый цвет волос, которого они добивались при помощи хны. Также в моде были романтичные локоны. Для того чтобы добиться курчавости, использовались металлические стержни-щипцы (каламис). Их нагревали на жаровне, после чего на стежнни накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска применялось оливковое масло. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.
Еще больший толчок развитию парикмахерского искусства придали жители Древнего Рима. Как известно, очень многое они позаимствовали у древних греков, но переосмыслили, переработали и придали свои неповторимые черты. Римские патриции стали уделять внешнему виду еще больше времени и многие часы проводили за прической. Конечно, для этих целей у них имелись специалисты – тонсоресс, которые квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли завивку горячими металлическими стержнями, могли делать «мокрую» холодную укладку с клейкими составами, а стригли волосы особыми серповидными бритвами. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.
Средневековье и эпоха Возрождения
В эпоху раннего Средневековья в Европе развитие парикмахерского искусства приостановилось. И тому были весьма серьезные причины – творческие поиски в области моды и прически признавались греховными. За изыски можно было и на костре сгореть. Поэтому, во избежание неверных толкований, женщины скрывали свои волосы под накидками и другими головными уборами. А о косметике вообще речь не заводилась — все плотское, в том числе и гигиена, признавалось «происками дьявола» и немедленно изгонялось! Единственной отрадой жителей средневековых городов, желающих хоть каким-то способом сохранить человеческий облик, остались расчески. В то время они делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.
По мере того, как слабла хватка инквизиции, а религиозные войны теряли свою привлекательность для доблестных рыцарей, начинали складываться цеха ремесленников. Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе, развивали производство и сбыт парфюмерии и косметики. В сферу деятельности средневековых цирюльников входили не только стрижка и бритье, но и некоторые медицинские услуги – они ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы. По этой причине сами себя они охотно называли хирургами.
Ренессанс для парикмахеров стал глотком свежего воздуха, и лавочки цирюльников стали появляться в городах как грибы после дождя. Люди стремились наслаждаться жизнью, наполняя ее удовольствиями и красотой. Взоры современников эпохи Возрождения обратились к античности и очень многое там позаимствовали. Так вновь стали актуальными светлые волосы, и женщины на юге Европы часами сидели под палящим солнцем в лоджиях. Причем сидели они, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа), а на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови. Прически становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. У мужчин популярностью пользуются волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.
XVI-XVII века
В эпоху Барокко вновь становятся актуальными парики. А ввел их в моду Генрих III Валуа, так как не обладал роскошной шевелюрой. В результате, по всей Европе стали носить парики. Их производство было поставлено на широкую ногу, а рабочие, изготавливающие парики стали называться «постижерами». В начале XVII века некий Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж — с длинными локонами. И из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Так, по свидетельству «Берлинской хроники», в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о целом париковом цехе.
Еще большего взлета парикмахерское искусство достигло в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции. Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причесок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчеркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчески для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром. Мода на парики продержалась долго – вплоть до французской буржуазной революции 1789 г., когда была сметена не только сама королевская власть, но и всевозможные атрибуты этой власти: вне закона объявили и пудреный парик. Ношение его грозило владельцу судебной расправой.
XVIII век
Начиная с середины XVIII века, прически представляют собой целые волосяные сооружения в пол метра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами. Их работа занимала несколько часов и требовала не только мастерства высокого уровня, но и физической выносливости. Для того чтобы прически важных особ выглядели настоящими шедеврами, в Париже в Академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро, начали готовить куаферов. В это время появляются все новые модели причесок как результат соперничества куаферов между собой.
В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями и драгоценностями. Причем для её выполнения мастер использовал специальный каркас. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. Для создания таких высоких причесок использовалось до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу. Конечно, вслед за королевой такие прически захотели иметь и другие знатные дамы – мода на них распространилась по всей Европе и даже в России. Женщины – жертвы моды вынуждены были спать полусидя, чтобы сохранить подольше творения парикмахеров, о мытье головы речь заходила все реже. Поэтому обратной стороной такой красоты стал педикулез и другие малоприятные последствия.
XIX век
В 60-е годы XIX века во Франции парикмахер императрицы Евгении Гуго придумал специальный способ вытравливать волосы с помощью перекиси водорода. Вскоре после этого знаменательного события в высшем свете не осталось ни брюнеток, ни шатенок.
Последовали годы развития капитализма, шедшего рука об руку с техническими изобретениями. Газ, электричество стали соперничать с ручной работой парикмахеров. Например, в 1880 г. была изобретена электрическая машинка для стрижки волос, что поначалу «отняло» часть клиентов у традиционных цирюльников. Но в последствии парикмахеры взяли достижения науки на вооружение, и умело стали использовать их в своих целях.
XX век
Двадцатый век полон находок и изобретений в сфере парикмахерского искусства. Около 1904 г. Шарль Нестле — француз немецкого происхождения, изобрел термическую долгосрочную шестимесячную завивку или так называемый «перманент». В 1909 г. он ввел впервые аппарат для завивки, нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 г и был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных проводах нагреватели. Для защиты головы от ожогов применялись войлочные кольца.
В двадцатые годы XX столетия стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер выпустил в 1924 г. изобретение — устройство для плоской намотки волос, вызвавшее в технике завивки большой переворот. Успех этой техники был подтвержден на конкурсах шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. А вскоре была придумана и традиционная сегодня химическая завивка волос.
В наше время профессия парикмахера пополняется новыми изобретения с завидным постоянством. Уже никого не удивляет наращивание волос или их ламинирование. Индустрия парикмахерского искусства чуть ли ни каждый день предлагает удивительные технологии по уходу за волосами, необычные техники стрижек. На вооружении современных парикмахеров все достижения науки! И все это для того, чтобы мы с вами выглядели красиво и элегантно.
Запись в парикмахерский зал по тел. 220-97-27
Источник статьи: http://komilfo74.ru/aricles/parikmaxerskij-zal/parikmaxerskoe-iskusstvo-kak-vse-nachinalos
Женские стрижки история происхождения
В начале XX века в моде все еще были длинные платья и пышные прически. Однако ситуация постепенно менялась. Движение за эмансипацию достигло определенных успехов, и все больше женщин начинали вести активный образ жизни: заниматься спортом, работать, добиваться самостоятельности. Внутренняя свобода влияла и на изменение внешнего облика дам. Женский костюм медленно, но неуклонно упрощался, становился более практичным. А некоторые женщины решались даже на короткие стрижки.
В 1903-м коротко подстриглась французская писательница Колетт. В 1909-м это сделала актриса Эве Лавальер, чтобы сыграть подростка. На портрете работы Леона Бакста 1906 года Зинаида Гиппиус изображена с короткими рыжими кудрями. Таких примеров можно найти немало, однако в самом начале века это были только отдельные случаи. В основном женщины носили прически из длинных волос и даже добавляли к ним шиньоны. Если же женщине приходилось остричься, например из-за болезни, она предпочитала это маскировать. Например, жена писателя Леонида Андреева, по воспоминаниям их дочери, в такой ситуации «подвязывала себе локоны на тесемочке, когда одевала шляпку».
Все изменилось после Первой мировой войны: женщины массово вышли на арену общественной деятельности. Многие отправились на фронт в качестве сестер милосердия. В военных условиях ухаживать за длинными волосами было практически невозможно, к тому же белые платки полностью покрывали головы. Поэтому значительная часть сестер милосердия остригла волосы.
Ситуация в тылу тоже менялась. На оставшихся там женщин легла ответственность за заботу о семьях, многим из них пришлось заменить мужчин на рабочих местах. В стороне от тяжелой работы не оставались даже дамы высших социальных слоев. Поэтому женщины стали отказываться от лишнего, сложного, непрактичного.
Сын знаменитого художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара Жан вспоминал, как его в госпитале навещала жена брата. Она приехала в юбке до колен и с коротко подстриженными волосами: «Новый, никогда прежде не виденный облик Веры настолько меня поразил, что я не сразу понял смысл рокового известия. Мы помнили девушек с длинными волосами. Понятие женской прелести было для нас связано с прическами, и вдруг мы очутились перед новой Евой: за несколько месяцев она освободилась от символов своей зависимости. Наша раба, наша половина сделалась нашей ровней, нашим товарищем».
На роль революционерок, популяризовавших короткие стрижки в военную и послевоенную эпоху, претендовали многие известные женщины. Например, модельер Коко Шанель рассказывала, что однажды сушила волосы над газом, сожгла несколько прядей, и ей не оставалось ничего другого, кроме как остричь их. Другие подхватывали эту моду. Однако нельзя сказать, что короткую прическу ввела в моду конкретная женщина: этот тренд стал логическим продолжением изменения роли женщины в обществе.
За стрижками было легче ухаживать, особенно во времена, когда теплая вода и мыло были едва ли не роскошью. Они символизировали новую, освобожденную женщину, которая сама распоряжалась своей жизнью. С ними проще было двигаться и танцевать популярные в ту эпоху быстрые танцы. Короткие волосы гармонировали и с упростившейся одеждой — платьями, подол которых также укоротился.
Конечно, поначалу немногие отваживались на такой эксперимент. К тому же консерваторы критиковали новую моду. Однако чем дальше, тем больше короткие стрижки завоевывали мир, и уже к середине 1920-х даже те, кто не решался отрезать длинные волосы, укладывали их так, чтобы сымитировать модные прически «под мальчика».
В начале XX века в моде все еще были длинные платья и пышные прически. Однако ситуация постепенно менялась. Движение за эмансипацию достигло определенных успехов, и все больше женщин начинали вести активный образ жизни: заниматься спортом, работать, добиваться самостоятельности. Внутренняя свобода влияла и на изменение внешнего облика дам. Женский костюм медленно, но неуклонно упрощался, становился более практичным. А некоторые женщины решались даже на короткие стрижки.
В 1903-м коротко подстриглась французская писательница Колетт. В 1909-м это сделала актриса Эве Лавальер, чтобы сыграть подростка. На портрете работы Леона Бакста 1906 года Зинаида Гиппиус изображена с короткими рыжими кудрями. Таких примеров можно найти немало, однако в самом начале века это были только отдельные случаи. В основном женщины носили прически из длинных волос и даже добавляли к ним шиньоны. Если же женщине приходилось остричься, например из-за болезни, она предпочитала это маскировать. Например, жена писателя Леонида Андреева, по воспоминаниям их дочери, в такой ситуации «подвязывала себе локоны на тесемочке, когда одевала шляпку».
Все изменилось после Первой мировой войны: женщины массово вышли на арену общественной деятельности. Многие отправились на фронт в качестве сестер милосердия. В военных условиях ухаживать за длинными волосами было практически невозможно, к тому же белые платки полностью покрывали головы. Поэтому значительная часть сестер милосердия остригла волосы.
Ситуация в тылу тоже менялась. На оставшихся там женщин легла ответственность за заботу о семьях, многим из них пришлось заменить мужчин на рабочих местах. В стороне от тяжелой работы не оставались даже дамы высших социальных слоев. Поэтому женщины стали отказываться от лишнего, сложного, непрактичного.
Сын знаменитого художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара Жан вспоминал, как его в госпитале навещала жена брата. Она приехала в юбке до колен и с коротко подстриженными волосами: «Новый, никогда прежде не виденный облик Веры настолько меня поразил, что я не сразу понял смысл рокового известия. Мы помнили девушек с длинными волосами. Понятие женской прелести было для нас связано с прическами, и вдруг мы очутились перед новой Евой: за несколько месяцев она освободилась от символов своей зависимости. Наша раба, наша половина сделалась нашей ровней, нашим товарищем».
На роль революционерок, популяризовавших короткие стрижки в военную и послевоенную эпоху, претендовали многие известные женщины. Например, модельер Коко Шанель рассказывала, что однажды сушила волосы над газом, сожгла несколько прядей, и ей не оставалось ничего другого, кроме как остричь их. Другие подхватывали эту моду. Однако нельзя сказать, что короткую прическу ввела в моду конкретная женщина: этот тренд стал логическим продолжением изменения роли женщины в обществе.
За стрижками было легче ухаживать, особенно во времена, когда теплая вода и мыло были едва ли не роскошью. Они символизировали новую, освобожденную женщину, которая сама распоряжалась своей жизнью. С ними проще было двигаться и танцевать популярные в ту эпоху быстрые танцы. Короткие волосы гармонировали и с упростившейся одеждой — платьями, подол которых также укоротился.
Конечно, поначалу немногие отваживались на такой эксперимент. К тому же консерваторы критиковали новую моду. Однако чем дальше, тем больше короткие стрижки завоевывали мир, и уже к середине 1920-х даже те, кто не решался отрезать длинные волосы, укладывали их так, чтобы сымитировать модные прически «под мальчика».
Источник статьи: http://www.culture.ru/s/vopros/strizhki/